Вдарим автопробегом: Федоскино. Лаковая миниатюра.

Всем привет!

Хорошего нам пятничного вечерочка! Ну что ж, сегодня предлагаю начать новое путешествие, а потому запасаемся чайком или чем покрепче, и погнали!)

Не так давно, в мае, довелось мне прокатиться по городам и весям, что люблю я безмерно, и посетить несколько городов: Федоскино, Дмитров, Талдом, а так же добраться к экологической тропе в местечке Святогорово и отдохнуть на озере в Солнечногорске. Вот теперь зову всех здешних неутомимых и любознательных пройтись со мной этими дорожками.

И предлагаю начать с села Федоскино, знаменитого тем, что сохраняется там промысел лаковой миниатюры. А мы с вами можем ознакомиться с производством и посмотреть прекрасные изделия, выполненные в непростой и уникальной технике.

Если без всяких пробок, то от Москвы до села Федоскино – около сорока минут на авто, так что не надо просыпаться к полуночи и ехать ночь напролёт, чтобы к утру подъехать. Мы заказали экскурсию на фабрике в 10-00 и прибыли аж на 40 минут раньше.


Ну, пока ждали гида, пошли погулять, и рядом с фабрикой – да прям вот напротив – обнаружилась у нас интересная усадебка, из которой ныне сделали музей. Усадьба принадлежала купцам Лукутиным, последним владельцам фабрики.

С чего ж тут всё началось, давайте читканём немного истории в моём изложении.

А дело началось с П.И. Коробова, купца, который в 1795 году организовал в Данилково, ныне входит в состав Федоскино, производство козырьков на военные головные уборы.

Вот раньше так вот всё выглядело, середина 19 века.

А козырьков - вот таких.

А потом, через три года, побывал Коробов на фабрике Иоганна Штобвассера, в Брауншвейге, перенял там технологию изделий из папье-маше и завёл на своей фабрике изготовление популярных в то время табакерок для нюхательного табака. Картинки в ту пору просто наклеивались сверху, и были это гравюры, иногда раскрашенные и лаком покрытые. Дело выгодное на самом деле, потому как все эти шкатулки – это ныне предмет роскоши, а то и вообще искусства, а тогда-то они имели вполне себе утилитарное значение и требовались всем. А уж козырьки-то… ну мы помним, что война там не за горами с Наполеоном… так и подавно надобны. Дело, так сказать, буйно расцвело. Кому война, а кому – мать родна.

Ну а дальше надо сказать, что именно при Лукутиных шкатулки приобрели свои фирменные сюжеты росписи.

Вот это чаепитие)


Вот фото интерьера, но самое драгоценное в музее – это, безусловно, изделия лаковой миниатюры, которые были переданы в музей не так давно из фондов фабрики, чтобы желающие любовались.

Давайте пройдёмся, посмотрим и как раз увидим фирменный стиль федоскинских шкатулок. Замечу, что не роспись, а именно живопись, чем и отличается федоскинский промысел от иных.

Кстати, кому интересно про лаковую миниатюру Палеха и Холуя, чтобы сравнить или в памяти освежить, то добро пожаловать вот в этот пост:

ПО РЕМЕСЛЕННЫМ ВЕСЯМ



Ну, без новаторства и художественных изысков, безусловно, не обходится, но это, скорее, исключения. Размещены изделия отдельно, хотя ценность имеют немалую.

Да вот взять хотя бы эту шкатулку Козлова, который в своё время взял да и поместил роспись на морскую раковину… ну как так, не по традиции! Нельзя и всё такое. Ну, забраковали. А шкатулку возьми да и купи какая-то шишка из США, да ещё несколько штук заказали. Ну, в общем, сейчас, что уж говорить, произведение искусства - это замысел, исполнение, привнесение индивидуальности и совершенствование исполнения, а сам Козлов – величина, и на жизнь не жалуется.)

 


Ну а мы дальше идём, сорок минут уж пролетели, что миг, надо бежать на фабрику, где ждёт нас экскурсовод. Местная, кстати, художница.


Экскурсия длилась около полутора часов, и всё по делу, по всем цехам и рабочим мастерским нас поводили и рассказали.

Ну вот и мы начнём…

Первым делом – это, конечно, тулова для будущих изделий.


Вопреки – кстати, довольно распространенному мнению – шкатулки делаются не из дерева. Делаются они из папье-маше. Несколько слоёв плотного картона промазываются клейстером, наматываются на болванки и фиксируются в заданной форме. После дальнейшей просушки и кой-каких манипуляций становятся такие изделия из папье-маше крепче дерева. Да и удобней - в отличие от дерева они не трескаются.

Вот, стоят тут, в ящичках, сушатся и крепчают. Стоят долго, около двух недель.


 

Дальше такая штука. Пропитываются заготовочки льняным маслом вот в таком приспособлении…

Долго пропитываются, тоже около недельки.

И в печке ещё томятся, тоже, кстати, долго около трёх-четырёх недель, ну, месяц, кароч.


А после, когда всё ровненько и не покорёжилось – разрезают заготовку на нужное количество частей и отдают в шлифовальный цех.

В целом, от сих и до сих в общей сложности - около двух месяцев, чувствуете, да?)

Ну что ж, пойдём к мастерам-шлифовальщикам, к которым и поступает просушенное и отобранное от брака «бельё». Бельём называются вот эти заготовки, которые ещё не обработаны и не окрашены.

Мастера, всё это дело обрезают по формам, шлифуют, обтачивают, делают замочки и петельки.


Пыль стоит солидная, поэтому вот вытяжка прям у края стола.

Потом шкатулки покрывают лаком, потом краской. Каждый слой требует дня просушки. В общем, тоже небыстро.

Ну вот, наконец, и художественная мастерская. Там, где шкатулочка или иное изделие превращается в произведение искусства.

Ныне на фабрике работают 32 художника. Раньше было около 130, да и вообще раньше около пятисот человек работало, ныне – около 80-ти, что ли, точнее не вспомню. Ну, в общем, налицо, увы, не прогрессивная динамика.

Заказов мало, раньше государство давало большие заказы, сейчас чаще перебиваются на частниках. Поэтому большую часть времени цеха простаивают и печь работает только одна. Всё зависит от того, дадут ли заказ для работников, а зарплата, канеш, сдельная, потому что все участвуют в процессе создания.

А художники ещё и художественную комиссию проходят со своими изделиями, соответствует ли их финальная работа стандартам федоскинской миниатюры. По размеру произведения и зарплату получают, кстати.

Ну ладно, это проза, давайте к поэзии создания шедевров. Ну вот как-то так поэтапно это выглядит.


Здесь вот как раз вставленные кусочки перламутра в рабочую поверхность. Они такие тоненькие, эти кусочки, лёгенькие. Ну и небольшие, безусловно. Если надо сделать здоровенную вставку, как на работах Козлова, помните? то кусочки подгоняют друг к другу в стык и полируют до полного бесшовного совпадения поверхностей.

 


 Могут наносить и сусальное золото. Выдаются эти тонюсенькие, сдуваемые дыханием, листочки под роспись и используются с экономией и тщательностью. Но золото придаёт рисунку удивительный эффект глубины, бликов, света… Посмотрим ещё чуть позже готовое и восхитимся)

После каждого слоя краски наносят лак. Для чего? А для того, что это – миниатюра и рисовать надобно исключительно по гладкому, чтобы не было дефектов и пятен в рисунке. Лаковая поверхность ещё и шлифуется каждый раз.

Совсем малюсенькая миниатюра. Напёрсток с темой времен года от нашего гида-художницы.

Кисточки, конечно, художница использует очень маленькие и тонкие! Искусственный ворс, кстати, никаких колонков)



А вот нанесение лака – дело вредное. Вот здесь шкатулка крутится, а её обрызгивают. Потом сушат до полного высыхания слоя, обычно это полдня. Сейчас используют современный, автомобильный лак. Он быстрее сохнет и не темнеет со временем.



Ну и наконец всё готово, изделие покрывают окончательными слоями лака и полируют до блеска – и вуа-ля!

 

Вуа-ля, да-с… Вот от превращения картоночки в шкатулочку, а коробочки - в произведение живописного искусства – проходит в общем и целом около полугода. Полгода, а! Каково?!


Поэтому, естественно, что шкатулки и прочие изделия федоскинской миниатюры стоят очень дорого. Это предмет роскоши уже, чего уж. Ручная работа, живопись. О чём говорить… Но если вы хотите сделать шикарный дорогой подарок, то – вэлкам, звоните, делайте заказы. Напишут, что хотите, хоть хороводы из ваших родственников, хоть вас с шашкой на коне и на линии огня. Я не шучу. Художники исполняют любой заказ, но при этом остаются в рамках федоскинской школы миниатюрной живописи. Пишут по фотам или по любому другому пожеланию и фантазии.

Ну а пока пройдёмся по святая святых фабрики. Здесь, в стендах, собраны те произведения, которые служат образцами и каноном для здешних художников, как старожил, так и начинающих. Лучшие образцы, традиционные сюжеты, безукоризненное исполнение – всё это здесь, в гулком и прохладном зале.


 

Что ж, напитавшись информацией, впечатлением и прям советским духом фабрики, выходим на улицу и решаем немного прогуляться.


На той стороне, через мостик стоит Храм святителя Николая Чудотворца в Федоскино В XVI веке в селе существовал деревянный храм Николая Чудотворца.

В 1875 году Никольская церковь сгорела. На средства жены статского советника М.Н.Мансуровой и почетного потомственного гражданина П.А.Лукутина, по проекту известного архитектора Александра Никаноровича Померанцева (1849-1918) была построена новая теплая деревянная церковь.

В 1928 году Никольский храм закрыли. Восемь лет он пустовал, а затем до 1960 года помещение использовалось под зернохранилище. В 1976 году федоскинские художники начали его реставрацию, и с 1986 года он стал использоваться в качестве выставочного зала фабрики лаковой миниатюры. В 1992 году храм был передан верующим.

Стены, говорят, были бледно-розовые, сейчас вернули цвет дерева, а то прям не представляю, как это вообще дико смотрелось…

Симпатичное тихое местечко, приятно посидеть, посмотреть окрест. Подумать о душе.

Ну что ж, о душе подумали. Поднимаюсь со скамеечки и хлопаю ладонями по коленям бодро.

Дорога зовёт нас в новые дали, новые приключения ждут нас. Дмитров впереди, странный город, кремль, огромные земляные валы, музей лягушки и музей минералов…

Но на сегодня пока делаем перерыв и просто насладимся солнцем и шампанским.

Ваше здоровье, друзья! До следующих встреч!

Метки: нет

Предыдущий пост: Участник Все посты Taiklot Следующий пост: Quilt Fest – 2021 (часть 1)

Комментарии (54)

константин1977
15:10 19/06/21
Taiklot, оно не мудрено, столько трудов вложено и художественная ценность) Я посмотрел сейчас цены в магазине - от 12 тыс и выше)) Но есть конечно шикарные вещи)
= ящерка =
15:01 19/06/21
Taiklot, )))) смешно про троешника х)
Taiklot
14:58 19/06/21
Забавно вышло ... Одна из тем федоскинской миниатюры - это тройка лошадей. На этом специализируются даже отдельные художники. вот гид нам и показывает такую шкатулку и говорит: вот это написал как раз художник-троешник. А сын такой: как же тогда пятёрочник рисует? О_О ))))
Taiklot
14:56 19/06/21
константин1977, минимальная цена - от трёх тысяч за вещь размером с коробок) Чем больше, тем дороже. Мы там видели, как мужья для своих жён подарки делали, надают фотографий мамзелек, которые вечно при трёхслойном макияже с губками-надутками - а обрядить велят в древнерусский костюм) Кстати, видели подарок для Долиной от поклонника, она там прям с фотографической точностью, нак на каком-то концерте. но рисовать портреты - это большая ответственность. И для художника и для дарителя. Люди себя могут видеть совсем по-другому) но авторы могут прям схематично, мелко, хоть сто родственников, а всё равно похоже будет. вот это, канеш, прям шик. Но это нам не разрешили фоткать из всяких этических соображений. Но люди вот заказывают, покупают. А в магазине-то - валом всего. Посоветуй, конечно, вдруг кто хочет художником миниатюристом, есть талант, а не знает, как и где. А вот - бесплатно! Тем более, если это дети на начале пути и жизненного выбора. Художница сильно зазывала и сулила перспективы. Ведь фабрика - это не единственный возможный вариант для учеников.
константин1977
14:22 19/06/21
Taiklot, да, ты прям искушаешь на покупку такой милой вещицы, хотя на мой взгляд, это действительно отличный подарок) Еще раз большое спасибо за интересный пост) Про училище полезная информация, буду знать, если что посоветую)
Taiklot
11:59 19/06/21
константин1977, теперь это уже и есть произведение искусства, такое уж не купишь, потому что шкатулок не хватает в доме) чиста уже для того, чтобы любоваться, одаривать кого-то или брульянты семейные хранить) Да, хочется, чтобы дело всё-таки жило. Кстати, там рядом художественно-промышленное училище. https://russianarts.online/32271-fedoskinskoe-xudozhestvenno-promyshlennoe-uchilishhe/ Между прочим, образование бесплатное и общежитие даже предоставляется, тоже бесплатно. Художница говорила, что отлично учат и в общем - вэлкам) Спасибо большое за приятные слова!)
константин1977
11:49 19/06/21
Ну вот, тоже с большим опозданием, посетил твой пост и фабрику в Федоскино) Что сказать, было интересно и занимательно. Я не большой фанат этих красивых вещиц, но оценил и мастерство художников и сложность их изготовления) Да, произведения искусства практически.. Фабрика конечно старая, видно, что оборудованию уже много лет. Пожелаю им восстановления и много продаж их продукции) А тебе еще раз большое спасибо за классный пост!
Taiklot
11:11 10/06/21
Дarа, ну всё равно, не забывай там иногда на равке поваляться и всякие такие радости) В выходной хотя бы)
Дarа
06:30 10/06/21
Taiklot, какой ещё отдых? Ты о чём? ПОкой нам только снится.Зимой отдыхать будем.
Taiklot
11:58 09/06/21
Дarа, привет, радостно видеть) и спасибо на добром слове как у тебя лето начавшееся - отдых или заботы?)
Дarа
08:32 09/06/21
Амг! Как мне нравятся лаковые миниатюры с природой! Классные шкатулочки
= ящерка =
23:17 07/06/21
Taiklot, )))) Помню, конечно, такое сложно забыть )))
Taiklot
22:57 07/06/21
= ящерка =, перебираю фото дальше, и тут попалась пара фоток от Храма Николая Чудотворца Думаю, к чему мне эти перила тут... https://d.radikal.ru/d16/2106/4e/e70c0114e1e8.jpg а потом - ааааа! - это ж рассказ "Железный ананас", помнишь? *хохочу* Вот он, ананасик, смотрю и смеюсь.
Taiklot
23:47 06/06/21
AliceWhiteRose, кампааааай!)
AliceWhiteRose
23:42 06/06/21
Taiklot, Хахаха))) Тогда, КАМПА-А-АЙ!)))
Taiklot
23:23 06/06/21
AliceWhiteRose, тогда - я помню - коктельчика безалкогольного!)
AliceWhiteRose
23:07 06/06/21
Taiklot, Я, конечно, тоже ничего против не имею) Ребята много и долго трудятся и без ручной полировки) Да и вообще, зачем она, если и с помощью круга хорошо полируется) Время и силы надо экономить, если это возможно)
Taiklot
21:48 06/06/21
AliceWhiteRose, ничего не имею против небольшого приукрашивания, легенды создают некую ауру для произведения) а так вообще вот как выглядит для основной полировки https://c.radikal.ru/c23/2106/cc/4436bfcc1f0e.jpg Или вот как кисточки непременно из колонка или ручной работы. а на деле - см. фотографию) Но это никак не умаляет, канеш, таланта и труда всех причастных.
Taiklot
21:45 06/06/21
Bagera, спасибо, мне приятно слышать)
AliceWhiteRose
17:59 06/06/21
Taiklot, А мне приятно, что тебе приятно! >:D Насчёт полировки... Хахаха, это так забавно!))) Вот и верь после этого всему что видишь в документалках про производства изделий)) Пфф...Хехехе... Это так мило! Х)
Bagera
16:43 06/06/21
мне нравится архитектура Старой России, хоть я много где была, но именно Россию очень мало где. Была в Питере, Москве, проездом в Туле, Твери, и больше вроде как нигде...Но вы молодец, мне нравится и культура старой Руси, я много читала об этом))
kozima
13:14 06/06/21
:)))))
Taiklot
11:29 06/06/21
как-то довелось смотреть видео про лаковые шкатулки в Японии, так они там себя прям до небес возносят. В принципе, это правильно, гордиться надо) А шкатулки лаковые полируют они прям исключительно ладонями. Ух ты, думаю! Потом, значит, смотрю и наше, палехское. Тоже ладонями полируют. агаааа, думаю... А на производстве полируют специальной такой приспособой - полировальный круг, покрытом бархатом. И хотя мне везде говорят, что руками потом доводят до блеска, салом там их натирают с водой и всё такое... на практике подобное не подтвердилось. или подтверждается частично, где особо добиваются уважительного отношения от зрителя Даже сложно представить такое в производственных масштабах. Думаю, и в Японии так же, как бы мне красиво в экран ни свистели)
Taiklot
11:13 06/06/21
kozima, спасибо) нет, не обижусь, конечно) и ваша правда. Дело в том, что, говоря подобное, я имею в виду иные производства Европы, откуда мы, собственно, это и взяли. То есть у них больше нет, а мы, переняв, сохранили. Капитализм задушил ХД Хотя, думаю, что какие-то частники делают наверняка. Про Японию, да, делают. Причём там этих техник - просто тьма. Не удивительно, впрочем, переняли они это из Китая, где так же есть отдельное направление искусства - аж резьба по лаку. Лака много *смеюсь* Не знаю, правда, в каком формате, производства ли или тоже частные мастера и артели. Так что, вполне соглашусь с вами, но сделаю небольшую поправочку на запад и восток)
Taiklot
10:59 06/06/21
AliceWhiteRose, спасибо) конечно, такие изделия будут востребованы так или иначе, но в век автоматизации и дешёвых пластиковых форм - рассчитывать на массовое ручное производство не приходится. глубина и переливы достигаются хап счёт подложек из перламутра и золота. Но, безусловно этому же способствует множественное наложение слоёв краски, каждый из которых перекрывается слоем лака. мне приятно разделить с тобой минуту любования)
kozima
10:56 06/06/21
Извините,-обидетесь:) как всегда махнула не проверив.
kozima
10:27 06/06/21
Taiklot,спасибо, интересно и познавательно, как всегда. только вот нащет "ни у кого такого нет",-сомневаюсь я, Устин Акимыч. в Японии есть промысел( не буду врать, тонкостев не знаем, но из папье маше и с лаковым покрытием) называется макиё. у меня лично есть шкатулочка для бенто с блюдечками, оранжевая, с золотыми кленовыми листьями и цветками, серебряными( если сакура, то странно, что к листьям впихнули. обычно вот эти медленножевательные сладости из риса вареного и взбитого до состояния хорошего плотного клея, прилипают так же и жевать их в приличном японском обществе гайдзину не рекомендую, всегда по сезонам.-весна, осень,- просто прелесть, как красиво!) фото поместить не умею, да и не решилась бы. надеюсь, вы не обидитесь на меня, долго кланяется со сгибанием по пояс.
AliceWhiteRose
02:31 06/06/21
Мммм, ляпота-а!)) Благодарю за пост, Таитаи-доно! Какие прелестные шкатулки! Изображения на них такие глубокие! Особенно мне нравятся лошади, деревья, здания... Пейзажи просто волшебны! На счёт сокращения производства, да... Жизнь уже не та, большинство людей торопятся, спешат, некогда им шкатулками любоваться. Ну это естественно, появляется что-то новое, и быт меняется. Так было всегда, и сейчас, и давным-давно. Но это прекрасно, что такие вещи всё-таки сохраняются, пусть и в небольших количествах)
Taiklot
20:07 05/06/21
Ryna_, добиваемся и поддерживаем ХД
Ryna_
19:22 05/06/21
Taiklot, гармония и шампанское, улыбнуло)))
Taiklot
13:06 05/06/21
Ꭾhöenix, спасибо большое! Да, этот промысел остался только у нас. И хотя дело держится на честном слове, но, тем не менее, сохраняем и бережём. Ни у кого уже такого нет. Цены, учитывая работу, довольно приемлемые. Просто не всяк мимопроходящий возьмёт да и вынет из кармана тыщ эдак 20. Но если подойти к делу обдуманно - то вполне себе роскошный подарок для себя и других. Другое дело, что, как по мне, для любой изящной вещи, произведения искусства, надобно место, своё отдельное место. А наши жилищные условия порой, увы, не позволяют отдать должное красивым вещам. Но надо стараться. Любование - подталкивает душу к гармонии) Шампанского!)
Taiklot
13:01 05/06/21
ЦветущаяВетвьСливы, а вот Гагарин, кстати, сделан при помощи модного веянья - эпоксидной смолы, изображение получается словно выпуклым. Потом бросили это дело. Украшение стен - ну это... по разному у всех. Например, у меня на рабочем столе - беспорядок, бумага, краски, всё вокруг в водовороте. А на стенах вокруг не хочу видеть ничего) Возле картинок с лошадками, экскурсовод показывает, как шлифуют слой лака. Ну, мне очень радостно, что наглядно вышло, интересно и познавательно) Кстати, не так уж много и пропустишь, может ещё успею выбраться пару раз, а потом, надеюсь, тоже убегу в Северные леса, деревья рубить, и сделаю перерыв) Спасибо, что предупредила, это приятно. Чин-чин! *наливает исчо*))
Taiklot
12:53 05/06/21
= ящерка =, шампанское можно и с утра ХД
Taiklot
12:52 05/06/21
ЦветущаяВетвьСливы, продолжим!) где рыбка на скале, нет, по-моему, ничего не открывается. Просто декоративное произведение, без иной пользы) Перламутр ты имеешь в виду чем пилят? перламутр довольно хрупкий и тонкий материал. И по большому счёту его можно даже резать ножом. Макетным, к примеру. На твёрдых поверхностях. Сейчас, я думаю, используется листовой прессованный перламутр, вот от него и отрезают нужные кусочки с необходимым рисунком. Да, на перламутре можно рисовать, так сказать, вживлять изображение. Но надо отшлифовать очень ровно, перламутр корявенький, и нанести пару-тройку слоёв лака.
= ящерка =
12:49 05/06/21
Taiklot, кленовые листики тоже силуэтные? тож похоже на китайское веяние ) Я со вчера ещё в радостном возбуждении, а ты мне снова наливаешь... *прислоняюсь спиною к твоей спине, вытягиваю ножки*
Вдарим автопробегом: Федоскино. Лаковая миниатюра.
Написано: 04/06/21
Комментариев: 54
Пожаловаться на содержание поста