Виды и названия лисиц

Бакемоно-Кицунэ – волшебные или демонические лисы, такие, как: кан–ко, рэй–ко ("призрачная лиса"), ки–ко ("спиритическая лиса"), или ко–рио ("преследующая лиса"), то есть какой-то вид нематериальной лисы.

Кю-ко - "воздушная лиса", крайне плохая и вредная. Стоит на том же уровне как и Тенгу (японские гоблины).

Ген–ко  – "Чёрная лиса". Обычно – добрый знак.

Бьяк–ко – (白狐 – "Белая лиса"). Встреча с ней - очень хорошее предзнаменование, так как считается, что именно эта лиса служит богине Инари и выступает посланником Богов. Стоит сразу отметить, что написание имени Бьякко, относящегося к лисе и того же имени, но относящего к Божественному Тигру, повелителю Запада – разное, так что не стоит их путать или каким-либо образом ассоциировать.

Шак–ко  – (赤狐 – "Красная лиса"). Может быть как на стороне Добра, так и на стороне Зла. "Красная лиса" упоминается также среди добрых знамений. Это противоречит словам из Ши цзин и комментария Чжу Си, где красная лиса описывается, как злое животное.

В Энгисики девятихвостая, белая и черная лисицы отмечаются, как особенно счастливые. Это комментируется так: «Девятихвостая лиса ― божественное животное; ее тело красно, либо, как говорят некоторые, бело; голос у нее, как у младенца». «Белая лиса ― жизненный дух (精) [китайской] горы Дай (岱). Черная лиса ― божественное животное». В китайской энциклопедии Сань цай ту хуэй сказано: «В Северных горах водятся черные лисы ― божественные животные. Эти лисы появляются, когда императору удается поддерживать мир. Впервые их видели во времена правления императора Чин Вана династии Чжоу (1122―249 гг. до н. э.), когда пришедшие отовсюду варвары принесли дань».

Вообще, лисы-оборотни в японской мистике делятся на две категории: Тен–ко или Ама–кицунэ (天狐, "Божественная лиса" или "Небесная лиса", называемая также "Охраняющей лисой", достигшая возраста 1000 лет. Обычно у них 9 хвостов и белая, либо серебристая, а иногда и золотая шкурка. Каждая из них или очень "плоха", или благожелательна и мудра, как посланница Инари.) и Я–ко или Ногицунэ (野狐, "Дикая лиса" или дословно – "полевая лиса". Используется, чтобы различать "хороших" и "плохих" лис. Это, скорее, озорник, шутник и трикстер. По поведению напоминают Локи из скандинавской мифологии).

Впрочем, представляется, что грань между ними весьма тонка и условна. Но одна из ролей Небесной лисы – проводить чистки среди ногицунэ, которые создают проблемы в своей области.

Любая кицунэ с суффиксом "ри" более чем вероятно является Божественной кицунэ, поскольку имеет общее со "святыми" именами.

Икари  – "Гнев бога";

Окори  – "Священный Свет" (также означает "сила Матери Природы");

Акари  – "Свет бога", "сила Инари", "Молитва";

Мамори  – "Защита";

Минори – "Урожаи".

Одной из знаменитых кицунэ является великий дух-хранитель Кюби. Это хранитель и защитник, помогающий юным «заблудшим» душам на их пути в текущем воплощении. Кюби обычно остается ненадолго, лишь на несколько дней, но в случае привязанности к одной душе, может сопровождать ее годами. Это редкий тип кицунэ, награждающий избранных своим присутствием и помощью.

Китайская мифология также различает несколько видов лисьих демонов:

Ху  – собственно, лиса.

Ху–джинн – "лисий дух", в дословном переводе "прекрасная лиса".

Ху–шиан  – "бессмертная лиса".

Цзю вэй–ху (Цзин вэй Ху) – лиса с девятью хвостами. Считалось, что съевший ее мясо человек мог не бояться ядов. Голос ее был подобен крику новорожденного ребенка. Сообщения о девятихвостых лисах, о лисах белого цвета или о девятихвостых лисах белого цвета встречаются в "Шань хай цзине" ("Книге гор и морей"), где упоминается девятихвостая лиса, полумифическое существо, обитающее в стране Цинцюго:

Еще в трехстах ли на востоке есть, говорят, гора Цинцю. На солнечной стороне ее много нефрита, на теневой – много камня цинху. Там есть животные, по виду – такие как лиса, но с девятью хвостами, голоса их похожи на плач младенцев. Могут есть людей, человек же, съевший такую лису, не боится яда змей”. В другом месте того же сочинения: "Страна Цинцюго находится к северу… У тамошних лис четыре ноги и девять хвостов.
По мнению современного исследователя Юань Кэ, явление такой лисы человеку рассматривалось, главным образом, в качестве счастливого предзнаменования, об этом же пишет и другой китайский ученый Ху Кунь.

Хэ Синь, кстати, пишет, что девятихвостая лиса в древнем Китае выполняла роль божества, связанного с бракосочетанием. По его мнению, "цзю вэй" ("девять хвостов") следует понимать как "цзяо вэй", то есть "спариваться". Не случайно мифическая лиса имеет именно девять хвостов, ведь "9", согласно китайской нумерологии, есть число "высшего ян".

Лун Чжи – девятиголовая и девятихвостая лиса-людоед.

Лао–ху – "старая лиса". В Китае считается, что лисы должны достигнуть значительного возраста, прежде чем они смогут превращаться в человека, так что формально, все лисьи духи – старые. Однако Лао–ху – это лиса, очень старая даже по таким меркам. Кроме того, Лао–:бип: вид лисы, не несущий сексуальной функции или коннотации, что, скорее всего связано со значительных возрастом. Есть теории, что Лао–ху – бесполые.

Теги: нет

Предыдущий пост: Виды и названия лисиц Все посты Sly 4oxi Следующий пост: Виды и названия лисиц
Следить за темой Не следить за темой Управление подписками

Комментарии (2)

Пока нет ни одного комментария
Опубликовано: 25.08.13
Комментариев: 2
Пожаловаться на содержание поста
Меню