"... и долго я стоял, ошеломлённый..."

Привет всем!

Хорошего пятничного вечера.

За последние пару недель попались мне две замечательные книги, которые хотелось бы порекламировать, а заодно и рассказать: случилось так, что всё одно к одному. Встретилось мне много уникальной и интересной информации про один архитектурный памятник. Уж и всем он необычен – и возникновением, и всей своей формой, и красотой дивной… Так что же! А я ж могу про него не только почитать в книгах, но и съездить посмотреть и даже руками потрогать! Ну и, конечно, вам всем показать, чтоб тоже подивились вместе со мной)

Итак, на повестке дня - шедевр средневекового русского зодчества – шатровая церковь Вознесения в Коломенском.

Пара слов о непосредственно парковом комплексе Коломенское. Излюбленная резиденция великих русских правителей, Коломенское, сегодня входит в Московское государственное объединенное художественное историко-архитектурное и природно-ландшафтное музей-заповедник.

Расположился он на высоком берегу Москвы реки в южном районе столицы, и добраться туда можно прямо на метро. Площадь усадьбы Коломенское с прилегающей территорией составляет 390 гектаров.

Однако проходим на берег Москвы реки и видим её - нашу белоснежную красавицу.

 

Легенда связывает строительство храма с рождением у Василия III долгожданного наследника — Ивана Грозного. Из неё известно лишь то, что храм каким-то образом был связан с рождением наследника, но возвести сооружение столь сложных конструкций и большого объёма за два года, прошедшие с сентября 1530 г. по август 1532 г. теоретически не могли. По гипотезе С. А. Гаврилова, церковь была заложена на два года раньше рождения Ивана Васильевича и потому не могла быть обетной. Храм возведён как моленный, для моления о чадородии великокняжеской четы.

Но это как оказалось не просто новая домашняя церковь – а буквально – шаг в новую эпоху русского зодчества.

Вот что пишет об этом А. В. Иконников «Тысяча лет русской архитектуры. Развитие традиций»


«Шатровая церковь возникла как-то сразу, без предварительного развития, В 1532 г. в честь рождения долгожданного наследника престола у Василия 3 построена церковь Вознесения в ансамбле загородного великокняжеского дворца подмосковного села Коломенского. Храм высотою почти 65 м, поднявшийся на горе над широкой низменной поймой Москвы-реки, был настолько необычен, что летописец особо отметил – «церковь та велми чюдна высотою и красотою и светлостию, такова не бывала прежде того на Руси».

Вместе с тем храм, появление которого не было подготовлено экспериментами, стал не только наиболее совершенным воплощением типа, но и одним из вершин русского средневекового зодчества. Это побуждало историков искать истоки её формы. И. Е. Забелин полагал, что сложилась она в деревянном зодчестве (…..) и мнение это подтвердила, казалось бы, летописная запись, обнаруженная М.Н. Тихомировым: «Князь Василий поставил церковь камену (…) вверх по деревенное дело в своём селе Коломенском» - то есть верхом, сделанным так, как обычно в дереве.Однако очевидны целостность системы форм коломенского храма и её органичность именно для каменной конструкции, на что обратил внимание Г. П. Гольц, один из самых тонких мастеров советской архитектуры.

Многие детали храма в дереве были просто немыслимы – окна на гранях шатра, высокие и узкие проёмы с арочным завершением, открытые гульбища на аркадах. Шатёр же в камне естественен, как и в дереве, - его конструкцию образуют напуски складки.

Ключ к "секрету" открывает, по-видимому, родство шатровых церквей с башнеподобным вариантом крестово-купольного храма и бесстолпными приходскими церквями. Изменение традиционной формы исходило из содержания, продиктованного заказчиком – Василием 3. Символическое отражение представлений о мироздании вытеснялось символикой более конкретной. Образцом по догадке М. А. Ильина, послужила сень над сакральным местом. Надпрестольные сени в православных храмах появились издавна – Г. М Штендер открыл в новгородском Софийском соборе основание сени 11 века. Форма эта была знакома и в дохристианские времена. Сень – образ божественной благодати, нисходящей на «осенённое» место.

В Коломенском символ этот отнесён не только к великокняжеской семье, которой принадлежал храм, осенённый шатром, но и ко всему институту центральной великокняжеской власти.

Церковь в Коломенском дала начало разнообразному ряду шатровых построек. Их мажорная праздничность определила своеобразный жанр построек-монументов, в котором светские элементы играли важную роль. Не случайно шатровые храмы в 16 веке строились по заказу двора и близких к нему людей. Заключавшие в себе небольшое пространство, они были рассчитаны в основном на восприятие оставшегося снаружи. По существу, их можно отнести к скульптуре с не меньшим основанием, чем к архитектуре.»

Примеры:


Немножко видов нашей красавицы)

Чуток ещё инфы как раз о внутреннем пространстве и особенности формы, оттуда же, но переписывать уже сил не было)

 


Потому что далее хотелось бы привести выдержку из книги А. В. Волошинова «Математика и искусство», о применении золотого сечении я и совершенстве данного храма, способного своей идеальностью потеснить и всем известный Парфенон.

Готовьтесь)) Математики испытывают катарсис! ХДД

А.В. Волошинов «Математика и искусство»:

«Но для нас храм Вознесения интересен еще и тем, что он является не только гимном расправляющей крылья России, но и архитектурным гимном геометрии.

Ни один из рассмотренных архитектурных шедевров, в том числе и Парфенон, не настолько пронизан геометрией, не настолько прост и лаконичен в своей размерной структуре, как храм Вознесения в Коломенском. Соразмерности храма с предельной ясностью определены двумя парными мерами: горизонтальные - малой (тмутараканской) саженью Ст и косой новгородской саженью Кн (Ст:Кн = 1:√2), вертикальные - малой саженью Ст и мерной саженью См (Ст:См = 1:(√5 - 1)) и их комбинацией См:2Ст= (√5 - 1):2 = φ, дающей золотое сечение. Таким образом, храм Вознесения является также прекрасным примером применения московскими мастерами измерительного инструмента типа новгородской мерной трости, созданной, как мы помним, для работы именно этими двумя парами мер.

Рассмотрим пропорциональный анализ храма, сделанный архитектором Шевелевым.

В основу плана церкви Вознесения положен квадрат ABCD со стороной в 10 малых сажень: а = АВ = 10Ст. Ясно, что диагонали квадрата равны 10 косым новгородским саженям: AC = BD = 10√2СТ = 10Кн. Так с помощью парных мер Ст и Кн осуществлялся контроль правильности построения исходного квадрата. Окружность радиуса R = 5Kн, описывающая квадрат, определяет положение всех 12 наружных углов плана храма. Вписав через середины сторон в квадрат ABCD новый квадрат и сделав построения, мы получим внешний контур плана - 20-уголъник.

Выступающие над исходным квадратом части называются притворами, их ширина равна а/2 = 5Ст. Выразив радиус описанной окружности R в мерных саженях и отложив эту величину в малых саженях, строители получали сторону квадрата b, определяющего внутреннее пространство храма.

Разумеется, коломенские мастера не вычисляли никаких радикалов! Они просто прикладывали мерную трость разными сторонами и автоматически переходили из одной меры в другую. План церкви построен. А мы выразим еще сторону квадрата с, охватывающего притворы: с = √7/2а (треугольник, из которого находится с/2, на чертеже не показан, чтобы не портить красоту центральной симметрии плана; найдите его). Зная а, b, с, легко выразить все остальные размеры плана и соотношения между ними. Перейдем к объемам и вертикальным членениям храма.

Церковь Вознесения со всех сторон окружена крытой галереей, поднятой над уровнем земли и называемой гульбищем. Гульбище делалось на уровне перекрытия подклета - полуподвального помещения, используемого в хозяйственных целях. Вход в церковь устраивался с гульбища, на которое в храме Вознесения ведут три крыльца, и, таким образом, вертикальные размеры церкви с гульбищем воспринимаются от уровня последнего.

Основной объем храма составляет 20-гранная призма, поставленная на подклет. Ее высота равна стороне исходного квадрата а. Таким образом, ядром основного объема является куб - четверик а×а×а (а=10Ст), украшенный гранями притворов. (....) Площадь верхнего сечения шатра уменьшена в 16 раз, а его линейные размеры - в 4 раза. Поскольку 1/4 сажени равна локтю, то, следовательно, верхнее сечение вписано в квадрат где Лт - малый (тмутараканский) локоть (4Лт = Ст).

Наконец, через венчающий карниз шатер завершается восьмигранным барабаном, сечение которого на малый полулокоть превышает верхнее сечение шатра. Барабан чуть нависает над шатром и вписан в куб f×f×f (f = 9,5Лт), а вместе с главкой, взятой без яблока (см рисунок), барабан вписан в прямоугольный параллелепипед f×f×√2f. (.....) Высота основания h1≈14Cт, а высота завершения h2≈14Kн, откуда h1:h2 = Cт:Kн = 1:√2, т. е. главные вертикальные членения храма также относятся как малая и косая новгородская сажени.


Но пропорции храма Вознесения определены не одной, а двумя математическими закономерностями. Помимо пропорции Ст:Кн= 1:√2, определяющей основание, статическое начало храма, есть в нем и другая тема - тема развития вверх, вознесения, которая определена пропорциональной цепью: Ст:См = 1:(√5 - 1), а также пропорцией золотого сечения: См:2Ст=φ.

В проведении этой темы соблюден знакомый нам по Парфенону принцип встречного движения пропорций. Две разные пропорциональные цепи накладываются друг на друга, сталкиваются и противоборствуют. В этом столкновении двух противоборствующих начал - горизонтального и вертикального - и заключается архитектурный образ церкви Вознесения.

Не останавливаясь на математическом анализе этих двух систем, предоставим слово автору прекрасного эстетического анализа церкви Вознесения, искусствоведу А. Циресу. "В образе этой церкви,- пишет Цирес,- сплетаются два основных лейтмотива: мотив острого, полного столкновений и диссонансов динамизма и мотив гармонически спокойной красоты... Сложный ритм арок нижних галерей... идет, учащаясь от краев к центру,... теснит арки от краев к углам основного массива церкви и к ее середине,... подсказывает смену горизонтального движения движением, направленным ввысь... Так снизу вверх идет последовательное смягчение кристаллизма и нарастание компактности объема, вплоть до его стянутости в крепкий узел, венчающий всю объемную композицию главкой".

Да, дааа, я понимаю, что очень много букв и цифр.

Но зато как круто-то, а?!

Восхититесь же, люди, рядом с таким чудом живём, а всё чужое хвалим!

Нам есть чем гордиться, поэтому давайте и мы не посрамим.


Вот, к примеру, как сказал о церкви Вознесения французский композитор Г. Берлиоз

«Ничто меня так не поразило, как памятник древнерусского зодчества в селе Коломенском. Многое я видел, многим я любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой памятник в этом селе, было для меня чудом из чудес. Я видел Страсбургский собор, который строился веками, я стоял вблизи Миланского собора, но, кроме налепленных украшений, я ничего не нашел. А тут передо мной предстала красота целого. Во мне все дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм. Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и долго я стоял, ошеломленный».


 Ну и мы погуляем вокруг, полюбуемся со всех видов и ракурсов.

Это, кстати, во время фестиваля «Круг света», посвящённому иллюминации различной и всяким световым шоу.

Конечно, парк Коломенское огромен, и здесь у меня сегодня была другая задача, но побродить можно.

Немного фоточек.

 



А нет, вот на это обращу внимание. Очень необычная икона – Богоматерь «Державная».

Вот наверняка такого не видели, эксклюзив коломенский. К

Крестьянка слободы Перервы Бронницкого уезда Евдокия Адрианова во снах стала видеть Богородицу, велевшую пойти в Коломенское и найти там «чёрную» (то есть старую) икону и сделать её «красной» (восстановить). Крестьянка рассказала о снах настоятелю Вознесенского храма в Коломенском. После долгих поисков в подвалах церкви была найдена большая почерневшая от времени икона. На доске проступало изображение Христа на коленях у Богородицы, в руках Богородицы — царские регалии, скипетр и держава.

По мнению ряда православных толкователей, например, митрополита Макария, символическое значение явления иконы «Державная» состоит в том, что гибель монархии и последующие политические события посланы русскому народу как часть наказания за множественные грехи, и в частности, по мнению Михаила Димитрука, за нарушение Соборной клятвы 1613 года; но сама Богородица, по мнению Сергея Фомина, хранит символы царской власти, что даёт надежду на покаяние и возрождение России и русского государства. В акафисте иконе, в частности, говорится «Радуйся, яко присно внушаеши нам омывати грехи своя слезами покаяния».

Патриарх Кирилл 4 ноября 2015 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, в Центральном выставочном зале «Манеж» в Москве в речи так высказался о значении иконы: «В центре выставки вы видите чудотворный Державный образ Божией Матери. У него особенная история: эта икона была найдена в подвале храма в Коломенском, ныне в черте города Москве, в день отречения государя императора Николая II от престола. Когда был поднят образ Божией Матери, сидящей на царском престоле, и когда стало ясно, что наименование этого образа — „Державная“, тогда лучшие умы России восприняли это как Божий знак. Ушёл царь, но сама Богородица возглавила страну, и Покров Божией Матери не снимается с нашего Отечества».

 


А вот старая дорога из камня, и, пройдя по ней, под сенью листвы, обнаружили вот такое ЧУДО!!!

Вот это деееерево!

А ещё в Коломенском много яблоневых садов. Нашенское ханами можно проводить, как у японцев, любование цветами.

   


На этом всё на сегодня.

Всем хорошего настроения и приятных открытий даже в мелочах!

Метки: нет

Предыдущий пост: Прогулка по Болгарии (часть 2) Все посты Taiklot

Комментарии (44)

Taiklot
21:48 02/07/20
Zen_TriX, здарооова! *даёт пятёру* Ну так, стараемся по маленьку, красоты - в массы. Инфы много, загляни, обдумай, возможно, будет любопытно. Тем более когда сам можешь пойти глянуть, пощупать. И тебе тоже хорошего вечерочка, чтоб от начальства не бомбило квадратно-гнездовым. С Костяном вот как раз за пивком обсудили и Гёссе, и Коломенское, и выпивку, так что как отползёшь от риала подальше - присоединяйся)) *салютую*
Zen_TriX
21:17 02/07/20
Taiklot, брооо, Коломенское же! /\ _ /\ Вах, люблю я место это всей душой. Бегло пробежав глазами чувствую вкусный и приятный пост, к которому я обязательно вернусь по внимательному завершению этого экскурса. Спасибо за настроение. Отпишусь в ближайшее время. Точнее дни. Сорян, в реале очередной авральчик нарисовался. Отползая от начальства по-пластунски, практически как знатный партизан добрался на несколько минут до компа. А тут тааакие бодрости вкусняхи! XD Очешуительного вам с константином1977 (кста, привет передавай огромный ему и его Таверне, тоже постараюсь заглянуть днями) вечерочка. С блэкджеком и ... покером.
Taiklot
17:44 30/06/20
Иль Дже Ми, спасибо, мне приятно слышать!) и радостно, что понравилось)
Иль Дже Ми
17:11 30/06/20
Спасибо за архитектурный экскурс и красивые фотографии! Красивейшее архитектурное творение!!! Действительно - стремление ввысь...
Сверху написано на эльфийском?
Кардинал Чань,смотрю,но не понимаю
Taiklot
23:09 27/06/20
Кардинал Чань, )) смеюсь я, конечно, но воообщееее... *хитро прищуриваюсь*
Кардинал Чань
23:06 27/06/20
Taiklot, хмм, по мне так у тебя был другой голос))
Taiklot
23:01 27/06/20
Кардинал Чань, https://vk.com/video395013608_456244392
Кардинал Чань
22:47 27/06/20
Taiklot, все ценно, просто к моменту прогулок по лесным тропкам, я уже уснула)) Повезло тем кто читал с ясным умом, а я просто брела между сном и явью слыша твой голос)
Taiklot
22:44 27/06/20
Кардинал Чань, иногда созерцание даёт больше для души, чем целая куча инфы, так что ничем нельзя пренебречь)
Taiklot
22:41 27/06/20
= ящерка =, фоты делались спИцально для репортажа, ну и некоторые - из стареньких запасов. Радостно, что понравилось) Обнимать деревья - это ж так клёва!)
Кардинал Чань
22:33 27/06/20
Кардинал Загр, а ты на буквы смотри))
Кардинал Чань
22:33 27/06/20
Мне очень нрава такой тон повествования, неспешный, основательный, он настраивает на определенный лад, его нельзя читать наискось, нрава, что тебе тоже понравился стиль Иконникова, это видно в твоих словах. Я зануда, поэтому мне понравилась первая часть поста, но цветы мне нрава)) Приятно было сидеть рядом с тобой на траве в этот погожий день))
Долго читать
= ящерка =
17:19 27/06/20
Никогда себе даже не представляла полностью белую церковь! Смотрится оч красиво =) И ещё, теперь я знаю, что такое "шатровая церковь", а то, что их можно отнести к скульптуре - и вовсе удивительно! о__о Между листьев резных - очень красивое фото ) После выкладки всех формул, смотришь, конечно, на церковь другими глазами ) И в обрамлении зелени выглядит она замечательно! На фото снизу вверх - у самых стен - выглядит величественно! А на фоне подъехавшего грузовичка смотришь и, вроде, уже не такая большая... Почему-то подумалось о звездолёте )) Как они из лесу все выглядывают, устремлённые в небо =) На белые ровные стены удобно картинки проецировать =) Красивая история о том, как сама Богородица возглавила Россию ) Тай всё пощупала и за меня тоже =) Спасибо за прогулку по красивым тихим местам - после мозгодробительной математики это нужно прям )) Хорошо да зелено - благодатно ) Дорога и троица древесная - сказочные... Вот, люди не стесняются - обнимают ) И цветение замечательное )
Taiklot
16:29 27/06/20
Taliyа, всё непросто в этом мире)
Taiklot
16:29 27/06/20
KnittinGirl, в содержании книги фигурирует несколько памятников, на примере которых рассматривается математика в архитектуре, в том числе и европейские. Ну вот решил автор сравнить эти, потому что, ВОЗМОЖНО, не нашёл достойного в Европе, которая по сути приняла остатки наследия той же греческой культуры. Потому что, на мой взгляд, автор всё-таки берёт за основу практически интуитивную, а не высчитанную красоту. Это для него важно и это он, в подтексте, и сравнивает. Однако, это моя ТЗ. Меня вот ничего не колыхает так активно, значит мнение автора вполне во мне улеглось. Разница в две тысячи лет не так уж много по сути изменила в архитектуре, основные конструктивные формы - прежние. Пожалуй, только изменение в системе мер как-то прям вот пагубно сказалось на красоте, что автор тоже отмечает. Ну и используемые материалы теперь решают многие проблемы, которые раньше были просто неразрешимы, особенно в постройке купольных сводов и прочего... Однако, я уже утрирую, но с кино сравнивать не буду)
KnittinGirl
16:13 27/06/20
Taiklot, ну так можно ж было взять в примеры архитектуру той же эпохи, что куда более логично и намного интереснее, если имела место попытка убедить читателей, что русское зодчество ничем не уступало европейскому. 15-16 века - эпоха Ренессанса, свежий взгляд на античную архитектуру, прорыв в инженерии. Есть с чем сравнивать и к чему стремиться. Просто для меня это то же самое, что сравнивать современное кинопроизводство и эпоху немого чёрно-белого кино. Если в кино эта разница всего в сто лет, то в архитектуре - две тысячи лет человеческой истории и развития. "Ни один из рассмотренных архитектурных шедевров, в том числе и Парфенон, не настолько пронизан геометрией, не настолько прост и лаконичен в своей размерной структуре, как храм Вознесения в Коломенском". А вообще, даже не знаю, почему это меня так зацепило. Бывает)
Taliyа
16:06 27/06/20
Да, вот так у нас все загадочно, планета произошла в результате большого взрыва, мы из шампанще, а храм вырос за два года. А фуеюндамент то у него из блоков, в щель между которыми и нож не вставить.
Taiklot
12:57 27/06/20
константин1977, тут смотря - насколько давно не читал, если в юности - то.да, пожалуй, можно и перечитать. Да, первая перекликается со второй, по-моему, тема добровольной жертвы, ну и Иисуса, конечно, хотя с интересного угла рассматривается - а не самоубийство ли это?) - вот эти рефлексии у отшельника как раз как дополнение к пониманию первой истории...
константин1977
12:51 27/06/20
Taiklot, Первая новелла - да, это служение людям и подчинение обстоятельствам и способность к самопожертвованию. Может быть, это некий прообраз христианства. Да, моя любимая притча об отшельнике, хотя сейчас я больше склоняюсь к третьей. Они более ясные и простые в моем случае. Правда я уже давно их не читал, может что-то переосмылится))
Taiklot
12:12 27/06/20
константин1977, там несколько парков, яблони старые уже, канеш, подозреваю, что подновлять будут, если где-то уже не... а ещё люблю по Голосову оврагу ходить. да, первая новелла больше прочих, кстати, зашла) Там такая пронзительность в этой жертве. Ведь читатель понимает, что всё это - бессмысленно, бесполезно! Но человек верит в себя и мир, который он призван поддержать, идёт на плаху и знает, что всё будет хорошо, потому что так надо. И это без лишнего разжёвывания как раз иллюстрирует авторскую мысль в основном романе: не исполнять обязанности, а СЛУЖИТЬ. Остальные две - тоже отличные, но для меня, наверное, более очевидные. Хотя может надо ещё мозговую мышцу подкачать...
константин1977
12:04 27/06/20
Taiklot, Ох, какой интересный случай у тебя был) Наработка чувства золотого сечения, круто.. Кстати, тебе зашла первая новелла про Заклинателя у Гессе, хорошая вещь.. Там весь сад, вроде парк и вроде пахнет стариной и чем-то древним..
Taiklot
11:38 27/06/20
Кстаии, забавный случай как раз. Занимаюсь каллиграфией. Китайский лаоши пишет иероглиф и на откидной черте примеривается поставить точку. Наконец он её ставит и говорит: вот это очень сложный момент, тут поставишь ниже - не то, поставишь выше - тесновато. В общем, здесь надо как-то потренироваться что ли... Меня аж чуть не сплющило - это золотое сечение ХД Вот он его интуитивно и вылавливает)
Taiklot
11:18 27/06/20
константин1977, Яблони прекрасны, а уж когда цветеееение, мммм... приходи ещё, конечно, вникнуть, почитать, посмотреть. спасибо за приятные слова)
Taiklot
11:16 27/06/20
KnittinGirl, пожалуйста!)) это, скорее, не попытка потеснить Парфенон, это попытка потеснить в сознании читателя предубеждение, что, дескать, всё где-то лучше, чем у нас. Парфеноном автор искренне восхищён, иначе не брал бы его за образец. Геометрию Парфенона разложили аж с помощью пяти теорий, где золотое сечение далеко даже не самое главное и все они оказались правильными. ) Вот, например, выдержка из книги архитектора Г. Б. Борисовского " Наука, техника, искусство": "Все исследователи, почти как правило, дают анализ пропорций Парфенона, стараясь привлечь его в качестве авторитетного свидетеля правоты их теории. Это делают Тирш, Цейзинг, Жолтовский, Гримм и др. Все ищут в нем именно тот порядок, который они отстаивают своей теорией. Если сопоставить эти анализы, то обнаружится несколько странная ситуация. Тирш еще в прошлом столетии заявил: пропорции Парфенона построены на подобии. Вот чертеж, неоспоримо доказывающий это. (Чудесно,- говорят все.) Цейзинг уверяет: в основе пропорций Парфенона лежит золотое сечение. Вот чертеж, это подтверждающий. (Все в восхищении.) Жолтовский считает: Парфенон зиждется на золотом сечении. И дает совершенно иной чертеж, неоспоримо подтверждающий это. (Все в восторге.) Гримм утверждает то же, что Цейзинг и Жолтовский, и приводит другой чертеж, не менее убедительный, хотя и совсем не похожий на два предыдущих. (Все в изумлении.) Хэмбридж утверждает: пропорции Парфенона складываются из динамических прямоугольников. Вот чертеж, неоспоримо это доказывающий. (Все аплодируют.) Мессель заявляет: пропорции Парфенона основаны на членении окружности. Вот чертеж, убеждающий нас в этом. (Аплодисменты, переходящие в овацию.) Не так давно архитектор И. Шевелев опубликовал статью и небольшую книгу, в которой утверждает, что пропорции Парфенона основаны на соотношении 1:√5, и представляет чертеж с расчетом, убедительно это подтверждающим. (Аплодисментов пока не слышно.) Явно здесь что-то не так ..." Но, безусловно, в книге подробнее, её и рекомендую прочесть. Здесь речь так же идёт не о совсем золотом сечении, но и о применении парных мер, аутентичных и характерных только для нашего зодчества, и о ещё нескольких фишках, которые неподготовленному зрителю не ведомы, но вполне могут впечатлить, а уж пример для сравнения - в помощь) Попытки математически объяснить красоту - вполне реальны и в достаточной мере убедительны, если взглянуть с точки зрения того, почему же многое нам кажется приятным на глаз и на слух - в этом обнаруживаются математические закономерности и это неоспоримо. А вот гений - нет)
Taiklot
11:01 27/06/20
аполо, огромное спасибо за стихи! Мы с вами на одной волне)
Taiklot
11:00 27/06/20
Ryna_, абсолютно верно!) Как раз недавно у Гёссе встретилась притча с подобным посылом: панику нельзя увещевать рациональными, логичными доводами, но страх можно направить. И умный, хоть и опечаленный всем этим обстоятельством и пониманием, Заклинатель начал молитву и взывание к небу. Это было людям понятнее и в итоге все занимались одним и тем же, боялись вместе вместе и находили в этом силу, а не страдали каждый сам по себе, теряясь и падая во тьму отчаянья.
Taiklot
10:56 27/06/20
ЦветущаяВетвьСливы, пожалуйста) Вродь никто не курил... Но загорают лежат прям чуть ли не на лестницах, это да, было) Мне кажется это странным. Указует мой перст на старые проступающие камни, которые оставили пости без отделки, они выделяются демонстрационным квадратом. Дерево ваще шикардосное! О__________О
Taiklot
10:52 27/06/20
Чёт фотки слетают, пришлось подправить опять, еп!)
константин1977
10:15 27/06/20
Тай, большое спасибо за отзыв) Снова удивил на сей раз прогулкой по Коломенскому и, конечно, архитектурными подробностями)) Пока их пропустил, но постараюсь ознакомиться более детально и отписаться) Яблони помню в Коломенском, старые, но очень в тему, они там создают гармонию)
KnittinGirl
08:39 27/06/20
Спасибо! Красивая церквушка, такая светлая и нарядная. Но вот сравнение церкви автором книги с Парфеноном и попытка его "потеснить" мне осталась непонятной. Парфенон был построен в 5 веке до нашей эры и до сих пор стоит. Ну да, в его фасаде использовался "золотой прямоугольник", но у церкви то - нет. Вопрос, почему бы тогда не сравнить с Нижнегородским кремлем, да и построены они были примерно в одно и то же время. А само число Фидия, оно же золотое сечение, по сути постоянная величина ≈ 1,618... , это соотношение повсеместно использовалось в архитектуре с незапамятных времен. Поэтому странно слышать, что конструкция церкви идеальнее, потому что какие-то пропорции у неё соответствуют золотому сечению. Всегда удивляли попытки математически объяснить красоту. С помощью математики можно создать красоту, но не объяснить.
аполо
05:52 27/06/20
Taiklot, большое спосибо за эссе-путеводитель! Так интересно и действительно прекрасно. "Скончу на флейте стихи печальны, Зря на Россию чрез страны дальны: Сто мне языков надобно б было Прославить всё то, что в тебе мило!"
Ryna_
05:50 27/06/20
Красиво, спасибо. Я пока пропустила мат.часть - интересно вникнуть и разобраться, поэтому оставила на выходной. Подумалось по прочтении. Про отречение Николая II и поднятие иконы. Хорошо, что эти два события совпали в пространстве и времени. Можно представить как многие верующие люди были напуганы тем, что отрекаясь, царь оставлял страну без управления, благословенного свыше. Наверное ощущение было близко к тому, что Бог оставлял россиян - страшно, особенно в то неспокойное время. Поднятие иконы могло помочь им преодолеть страх. Понятно, что другая часть населения ни о чем подобном вообще не думала, но много напуганных людей никак не способствует здоровью нации.
"... и долго я стоял, ошеломлённый..."
Taiklot Онлайн
Аватар Taiklot
Написано: 26/06/20
Комментариев: 44
Пожаловаться на содержание поста