Прогулка по выставке НИХОН НО БИ - КРАСОТА ЯПОНИИ.

Привет всем!

Хорошего пятничного вечерочка - и настраиваемся на большую прогулку по грандиозной выставке «КРАСОТА ЯПОНИИ. НИХОН НО БИ»

Подобное мероприятие, посвящённое традиционным искусствам Японии, проходит не впервые. И в прошлом году мне тоже удалось посетить выставку. Но в этот раз я туда ходила аж два дня подряд, чтобы объять по возможности необъятное. Чем и делюсь с вами.

При входе встречают нас вот такие инсталляции)

Весь второй этаж огромного выставочного комплекса ЗиЛ был посвящён икебане.

Работ очень много, но все они – от двух школ Икэнобо и Согэцу. Представленные работы в основном – это дело рук наших мастеров. Только несколько – от японских. Но все они передают дух своих школ, гармоничного познания мира, проникновение в красоту каждого цветка или ветви. И хочу заметить, что у искусства икебаны – очень много правил, не разобравшись в которых, автор рискует составить просто красивый букет, а не икебану.

Пройдёмся и полюбуемся работами под игру на кото. Музыка исполнялась там вживую. У меня записи нет, но музыку оставлю)


  А я пока расскажу про две школы икебаны.

В 2012 году школа Икэнобо отметила свой юбилей – 550 лет. На протяжении всей многовековой истории ведущие мастера школы создавали композиции, которые были востребованы обществом в конкретный момент : алтарные – Татэ Хана, Рикка, отражающие японский пейзаж, в стиле Сёка для ниши Токонома, а так же Морибана, Нагаирэ и Дзиюка (свободный стиль).

В настоящее время оригинальные композиции создаются во всех стилях Икэнобо. Самая древняя школа икебаны и сегодня остаётся в Японии символом изящества и утончённого вкуса.

Кстати, открою секрет – основным признаком принадлежности к этой школе являются работы, в которых все использованные материалы стоят вот так, в рядок)) Это нам сенсей сказала.

Вторая школа – популярная во всём мире школа Согэцу, основанная в 1927 году мастером Софу Тэсигахара, в своём имени содержит идею всеобщности: слово «согэцу» буквально значит «трава и луна». Трава – это то, что под ногами у каждого, луна – бесконечно далёкий и прекрасный объект, который струит свой свет на всех. Особенность Согэцу — гибкие правила построения композиций, главное: икебана должна передавать течение времени и при этом быть прекрасной и свежей. Ключевые стили Морибана и Нагаирэ при подробном изучении раскрывают возможность уверенности в бесконечном пути постижения свободных стилей и поиска баланса и гармонии вместе с наставником.

Так вот хочу поделиться просто волшебными минутами, которые удалось пережить.

Перформанс, в который было включено всё: каллиграфия, стихи и икебана.

Учитель, госпожа Мидори Ямада, читала стихи на японском, затем писала их каллиграфически на свитках, поясняла смысл, открывала тонкости и нюансы, также передавала через черты настроение стихотворения, его ритм, течение. И одновременно с двух сторон от неё, на сцене, два мастера икебаны создавали свои произведения в стиле двух названных школ. Вдохновением для их работ – также служили услышанные стихи. Поэтому в работу они закладывали идею, передавая её через сочетание формы и материала.

Вот как это выглядело в общем.

стихи.

Здесь немножко видео не ахти, настраивала камеру, но поясняется смысл первого стихотворения.

Ну и ещё немного каллиграфии.


А теперь – по деталям.

Первое стихотворение.

 


Второе стихотворение.


Третье стихотворение.



Четвёртое стихотворение.


Это настоящее эстетическое лакомство. Стихи, письмо, тушь, и создающиеся на ваших глазах работы, которые передают душу произведения, но с теми оттенками, которые видят два мастера.


Это сенсей нам рассказывала о том, как она себе представила полупустой лес с оленем, где на деревьях больше фруктов, чем листьев.

Ну, что ж, утираю сопельки восторга. На самом деле час – словно в волшебном мире. Абсолютная гармония, мастерство и желание делиться чем-то, что обогащает разум и душу.

Что ж, пойдём дальше. Посмотрим на керамику.

Керамика – в Японии искусство также приобретённое, корейцы в этом были большие доки, японцы у них многое переняли. Хотя селадоновые вещицы – изначально всё-таки китайская красота. Ну, все дороги ведут в Китай, помним, да)

А вот чашки раку – очень японские. Вообще я не делала пост по чашам раку? Ооо, это великолепные вещицы ручной работы. Вот видите, какие на них вмятинки от пальцев, неровные края, небольшие рисуночки, иногда секреты для гостей на донышке чаши, в виде раковинки или рисунка. В общем, такие вот якобы «неказистые» чашки – это на самом деле огромное мастерство и глубокий концепт.


Ну а это цубы – гарды для катан – тоже предмет не только утилитарный, но и художественный.


Меньше всего на выставке меня, пожалуй, порадовала живопись.

Вспомним, что такое японская живопись суми-э. Стиль суми-э (суми — «тушь», э — «картина») или суйбокуга (суй — «вода», боку — «тушь», га — «картина») заимствован у китайских художников в ХIII-XIV веках, а к концу XV стал основным направлением японской живописи. Техника суйбокуга представляет собой монохромные рисунки и характеризуется использованием чёрной туши, твёрдой формы древесного угля или производимой из сажи китайской туши, которая растирается в тушечнице, разбавляется водой и наносится кистью на бумагу или шёлк.

Скажу теперь как человек, который занимается китайской живописью. Сразу ощущается отсутствие таких-то критериев. На картинах по ощущению – просто рисунки, выполненные в монохроме тушью, то есть акварелька, которую исполняют кто во что горазд. Если вы частенько ходите по выставкам китайской живописи (или посты мои смотрите) то разница в исполнении между китайцами и японцами (а в данном случае – разница в подражании) очевидна.

\Есть там пара картин и от Ямады-сенсей (подпись имеется) и даже картина, призёр конкурсов.


Вот то, что реально понравилось мне.


Ну и немножко фото из серии «движенье рук изящных». Чайная церемония. Тя-но ю.

«Символом хрупкости человеческого доверия служит чайная чаша тяван. Природа играет особую роль, определяя регламент проведения чайного действа. Так зимой — это забота о том, чтобы не погас огонь под очагом, и чтобы от горячего чая гостям стало тепло. Летом будем ограждать их от жара, раздуваемого ветром под котлом кама, где шумит, закипая, вода. Движения мастера спокойны и уверены. Но даже лёгкий ветерок, коснувшись его тонкой души, и не останется незамеченным…»

Я просто загипнотизирована была движением рук этой женщины. Они отточенные, в них присутствует твёрдость, пластичность, грациозный изгиб, красота в микроповоротах, которые, вроде как, и не нужны для дела, но пишут картину в воздухе, приковывая взгляд.


Ну, что ж, на этом откланиваюсь) Радостно, если прогулка понравилась, смогла развлечь или рассказала о чём-то новом.

Всем хороших выходных!)

Теги: нет

Предыдущий пост: Приглашаю на конкурс "Каллиграф"! Все посты Taiklot Следующий пост: Прогулки по Италии: церкви в скалах и вулканы (часть 6)
Следить за темой Не следить за темой Управление подписками

Комментарии (34)

Taiklot 
08:47 13.11.19
Mr.XopHeT, а то!) спасибо за отклик
Mr.XopHeT
02:59 13.11.19
Круто!
Taiklot 
18:31 11.11.19
NenDee, спасибо большое за внимание, и радостно, что пост оказался полезным. Непременно следите за мероприятиями, Дмитров - не так далеко от Москвы.) Довелось бывать.
Taiklot 
18:29 11.11.19
Оtto Gramm, выучишь китайский - а там и японский не за горами) А так-то несложно - ХАЙ!!! *смеюсь*
NenDee
18:15 11.11.19
Большое спасибо за такой полезный пост! Я безумно люблю выставки, но ничего подобного еще найти не удавалось Обязательно посещу, как только появится возможность) Пы.Сы.: ОМГ на картине изображен мой город! (Дмитров) Та, на которой собор между холмов. Так необычно и приятно видеть, что твой город вдохновляет на прекрасные работы)
felton_dc
12:08 11.11.19
Все, я знаю какой декор хочу в свою квартиру. Там все будет такое вот творческо-созерцательно-уединительное... А чайнички какие))) Так и хочется выучить японский, чтобы мучить соседей по ночам самурайскими криками)
константин1977
18:52 10.11.19
Taiklot, это непросто, я тоже понимаю)
Taiklot 
18:49 10.11.19
константин1977, знаю, что нравится, а то. *смеюсь* я за тобой слежу))) но и я, увы, тоже не ас. Пока так, мнение любителя, который чутка вдался в детали)
константин1977
18:42 10.11.19
Taiklot, Я плохо понимаю икебану, честно) Просто если радует глаз, значит хорошо, если нет, тоже неплохо)) Но мне это искусство нравится, ты тоже это знаешь)) По живописи, есть традиционная японская, вот она реально неплохая, а эти картины - красиво, но выглядит заимствованием..
Taiklot 
18:25 10.11.19
константин1977, эхеееей!) Мне, конечно, радостно слышать. Особенно если всё внимательно просмотрено - сразу чувство не потерянного времени ХД В икебане мне больше Икэбоно почему-то больше, не знаю почему. Может, лаконичностью или вертикальная ось... Хотя реально пока даже не могу сказать определённо)) В Согецу мне нравится сбитый в сторону центр композиции, это придаёт некую подвижность, динамику. Да, чашка - это красный клиновый листочек) Ну вот да, живопись здесь какая-то... нетехничная, не видно в ней какой-то собранности, чёткости, всё намазывается, наплывает, мазки на мазки, черты вялые. В общем, полагаю, вот такое нынешнее суми-э у нас. Бамбук - а!! Скажи?! Круто!))) спасибо, мне приятно. Ну ты знаешь, чего уж!)
константин1977
18:15 10.11.19
Taiklot, Огромное спасибо за пост! Как всегда, удивляешь своими открытиями и массой интересных вещей) И, конечно, как я мог пройти мимо такого поста про икебану, ведь сам переводил несколько интересных постов про цветочное искусство Японии и Китая. Очень много интересных работ, больше понравились школа Согэцу) Некоторые композиции просто роскошны, но отмечу, где все-таки больше разнотравья)) Композиция в стеклянном кубе очень хороша.. Икебаны к стихам тоже очень.. А последняя работа прямо отображение всего каллиграфического пиршества.. Керамика хороша, стильно, правда, реально для эстетов)) Первая тарелочка порадовала, то ли листок, то ли морская звезда. Чаша с крабом тоже неплоха) Гарды - все серьезно, впечатляют.. Японская живопись действительно не так выразительна, как китайская, хотя некоторые работы русских художников понравились. Собор в Дмитрове? неплохо. Куст розы, очень неплохо)) Ворон.. Бамбук - оценил)) Очень интересная вещь..
Taiklot,Спасибо за пост.Рада была зайти )
Taiklot 
20:28 09.11.19
Дракон-в-Облаках, никакого насилия над личностью!))
= ящерка =
20:00 09.11.19
Taiklot, а вы любите икебану так, как люблю её я? нет?! тогда я иду к ваммм!! )))) Спасибо, почитаю с удовольствием =)
Taiklot 
19:53 09.11.19
Дракон-в-Облаках, как-нить подробнее тогда расскажу об икебане)
= ящерка =
19:21 09.11.19
Taiklot, ооохх, не зряяя!! )))) Если смотреть под этим углом на икебану, уже интересно! =) Но это не моя эстетика, почему-то =)
Taiklot 
19:15 09.11.19
Дракон-в-Облаках, никто не любит ограничений)) мне нравится уметь находить выход в заданных условиях да ещё и придать этому смысл. впрочем, не так уж и важно, чё я тут)) пожалуйста!) Благодарю, что зашла, посмотрела, поделилась эмоциями. Не зря я тут пыхчу ХД
= ящерка =
19:05 09.11.19
Из живописи вот - розовый куст понравился! =) О! Ещё заснеженный домик под сосной! И - ээхх, жаль, нет видео чайной церемонии ) Девушка суровая =) Здорово, что ты посетила место, где тебе было так хорошо! И поделилась с нами =) Спасибо большое =) Taiklot, не очень люблю геометрию, правила, углы и ограничения )))) Но радуюсь за тебя! х) Тут не тахикардия, тут другое... )))
Taiklot 
18:48 09.11.19
Дракон-в-Облаках, не нравится икебана?) когда мне удалось соприкоснуться с этим искусством поближе, меня просто зачаровала эта геометрия, правила, углы и ограничения. Ну, в общем, я поклонник идеи) Это как ребус для меня - что имел в виду Катаев ХД Ну что ж, чашечки понравились - это здорово) тахикардию не заработай ХД
Taiklot 
18:41 09.11.19
Ля_Ля_Я_Конопля, как говорится, чем могу) спасибо что зашли)
= ящерка =
18:09 09.11.19
В который раз убеждаюсь, что не большой я любитель икебаны... просто красивые букеты мне более по сердцу! ))) В связи с этим, видимо, стиль согэцу смотрится более привлекательным для меня х) С перформанса понравилось второе стихотворение =) Интересно, что тексты на японском гораздо короче переводов =) И икебаны в созвучии со стихами и авторами выглядят более интересно, чем сами по себе =) Четвёртое стихотворение. Очень забавно: заметила, что эти две икебаны похожи весьма на своих составителей )) Керамика. Так. А теперь я буду пищать от восторга! )))) Тарелочка-листик Они Хаги - смотрю, затаив дыхание... осторожно веду подушечками пальцев по неровным краям... а цвет! какой цвет!.. ааааа как всё внутри от-зы-вает-ся... Интересно, какого она размера... ладонь моя войдёт вдоль от запястья до кончиков пальцев? Приятная гладкость и приятная шероховатость... *унёс себе* =) Чайник Тяхэй-Бидзен похож на медузку ) О! Да там краб на бочке! Прелесть какая! ^___^ Розовая чаша с крабом опять же! О______О Пол-царства за коня!! Это для чая? Приникая приоткрытыми губами к растрескавшейся глазури, кончиком языка ощущать неровность края, гортанью принять горячий напиток... *утыкается лбом в монитор, не может уйти один* О! Гарда с двумя прорезными цветками! Чудо какое! Так... сейчас я приведу в порядок дыхание... потом дальше... )
Эх хотела бы и я побывать в таких местах(*v*)
Taiklot 
00:12 09.11.19
Zen_TriX, радостно слышать!)) большое спасибо за обратный отклик!
Zen_TriX
23:51 08.11.19
Taiklot, вау! Блеск! Сколько красоты и эстетики в одном месте. Спасибо большое за такую вот виртуальную экскурсию/выставку. Ощущение, будто сам побывал в реале! Грандиозно. Спасибо. ^_^
Taiklot 
22:39 08.11.19
Nóstië , ну не знаю тоже. Разбиралась долго в различиях между гохуа и кайга, в возникновении японской живописи, в национальных особенностях. Вот в старинной живописи - там пожалуйста, там ещё можно что-то сказать. современные же... ну... пока назовём их - последователи, меня что-то не особо радуют. Суми-э даёт, конечно, много возможностей, но, к сожалению, для меня сам дух традиционной живописи куда-то исчезает.
Nóstië
22:34 08.11.19
Про картины- не знаю что и сказать. Рассматривала долго, в городских пейзажах скученность. А вот бамбук в шапочках снега понравился!
Taiklot 
22:30 08.11.19
Nóstië , *смеюсь* прости. Я-то в оружии разбираюсь и типа все такие всё знают. Помню, что тебе нравится керамика. А чаши раку я показывала... Мммм... вродь нет. Надо как-нить запостить, там реально есть на что посмотреть, волшебные чашки. Иероглифы - чудесны. Замечу, что на каждое стихотворение - свой стиль почерка. В японском пока не могу сказать, но если бы писали по-китайски, то можно смело утверждать - цаошу, "травяной почерк") Это сложно.
Nóstië
22:24 08.11.19
Taiklot, спасибо!) зависла надолго возле икебан - красиво! И отличная задумка - гулять под музыку. От керамики всегда в восторге - тыщу раз смотрено, и казалось бы - сколько может быть форм у тарелок и чайников, чашек! Но у каждого народа - свои формы, свои находки, свои изгибы. *Смеюсь* - "Ну а это цубы – гарды для катан") прочла несколько раз, посмотрела на фоту и пошла гуглить цубы-гарды) Думаю, это завораживает, когда на твоих глазах рождаются иероглифы прямо с кисти сенсея - для меня словно магические знаки черным по белому. Пыталась выбрать для себя икебану, но все хороши, глаза разбегаются)
Taiklot 
22:11 08.11.19
アンドレイ, ничего, думаю, не в последний раз. как-то было так: посетила выставку кимоно Итику Куботы, а потом друг из СПб тоже посетил и поделился фотами в посте. Было здорово, словно какая-то нить протянулась. Но это так, лирика. Если вам интересно - обратите внимание вот на это) https://grouple.co/user/post/23672/kimono_itiku_kuboty
アンドレイ
22:07 08.11.19
В СПб, в прошлом году проходил фестиваль японской культуры, но я к сожалению, так и не смог посетить ни одно мероприятие
Taiklot 
22:06 08.11.19
アンドレイ, гугл - крут) ну а вам спасибо за внимание и отклик!
アンドレイ
22:03 08.11.19
Taiklot, да я уже в Гугле почитал)), но все равно спасибо
Taiklot 
21:56 08.11.19
アンドレイ, в Москве проходят периодически. Если у вас есть возможность - то имейте в виду, осенью можно посетить. Второй год Нихон но би проходит в Выставочном центре ЗиЛ, м. Авиамоторная.
アンドレイ
21:46 08.11.19
Здорово! А где такие выставки проходят?
Прогулка по выставке НИХОН НО БИ - КРАСОТА ЯПОНИИ.
Опубликовано: 08.11.19
Комментариев: 34
Пожаловаться на содержание поста
Меню