Прогулка по мега-выставке "Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо".

Ну вот, други, добрались руки до очень крутой выставки «Сокровища Эпохи Эдо», что проходила осенью в Пушкинском музее. Мы уж столькими заграничными и российскими красотами полюбовались, всё некогда, а она, выставка эта, обиженно дожидается очереди в папке на рабочем столе… Но таки – ТА - ДААААМ!
Потому что таким необходимо делиться, вот без преувеличения щас.
ибо!
Из Японии привезли особо ценные предметы искусства, которые крайне редко покидают пределы этой страны. Прежде всего это связано с деликатностью материала и строгими условиями транспортировки, хранения и экспонирования, ведь это живопись на бумаге и шелке. Если эти произведения выставлять в течение месяца, то потом они должны «отдыхать» в течение года. Поэтому сроки их предоставления на выставки расписаны на годы вперед.
Уникальные вещи, эксклюзивный показ и всё такое, таких выставок было очень мало, последние состоялись около 30 лет назад. В общем, вы поняли)))) а я бегу и спотыкаюсь на поворотах, несу!

Немного, конечно, надо дать вводной инфы, чтобы понять, о каком периоде времени мы будем говорить…

Городская культура периода Эдо (1613 -1868 гг) является чрезвычайно многообразным и одним из самых ярких явлений в истории Японии. Наступление мира после многолетних военных конфликтов способствовало подъёму экономики, укреплению торговых связей между регионами. Центрами нового этапа развития страны стали города с быстро растущим населением. Именно эта часть общества, значительную часть которого составляли энергичные предприимчивые люди из низов, оказалась выразителем изменившихся взглядов на жизнь. Их вкусы и запросы в значительной степени повлияли на основные тенденции и направления, определившие дух и характер культуры той эпохи. Одним из наиболее характерных явлений городской культуры стали живопись и графика, в которых нашли отражение праздники и будни горожан, их занятия, путешествия, легендарные и литературные сюжеты.

Одно из направлений живописи, полностью отражающее потребности изменившегося времени и предпочтений – это укиё-э.

Популярный японский писатель 17 века Асаи Рёи писал: «Жить лишь дарованным тебе мгновением, наслаждаться, любуясь луной, цветением вишни, осенними листьями клёнов, петь песни, пить вино и развлекаться, ничуть не заботясь о нищете, вызывающе глядящей нам в лицо, бездумно отдаваться потоку, подобно тыкве, влекомой течением реки. Это то, что мы называем укиё…»

В живописи укиё-э жизнь обитательниц «весёлых кварталов», городские жанровые сценки или изображения ремесленников за работой становятся главными темами произведения.
Но мир на месте не стоит, спрос на изображения в жанре укиё-э возрастает, превышает возможности художников и тогда мы переходим к новому этапу – тиражирование.
Надо сказать, что, как и многие виды и жанры искусства, техника печати с деревянных клише была привезена в Японию в 13 веке из Китая. Но расцвела и громыхнула как раз в эпоху Эдо. Как говорится – по потребностям. Поэтому Хикисикава Моронобу и его ученики, а затем и художники династии Кайгэцудо обратились к гравюре на дереве, позволяющие создать тиражированные изображения.
Далее, чтобы проследить развитие, заметим, что Окумура Масанобу изобрёл технику бэнидзури-э, или печать в два цвета, когда подкраска гравюры от руки дополняется печатью алым цветом БЭНИ, получаемым из сафлора или кошенили, и зелёным цветом.

С именем Судзуки Харунобу связывают возникновение в 1765 г первых многоцветных гравюр, получивших название нисики-э, благодаря ярким цветам, напоминающим узорочье парчовых тканей. С этого времени начинается расцвет гравюры укиё-э.

Вот такие были предпосылки и направления, а теперь обратимся непосредственно к произведениям. Разбиваю их на тематические блоки, чтобы заиметь более детальное представление.
Под каждой картиной или гравюрой будет фотография с подписью. Она интересна не только тем, что там имя автора и используемые материалы, но ещё там много любопытной дополнительной информации, которая определённо обогатит впечатление от работы.

Итак. Сначала, конечно, леди из фёст)

Именно в живописи укиё-э появляется новый жанр бидзинга – «изображение красавиц». Красавицы олицетворяют времена года или становятся героинями классических литературных произведений. А где ж жэти красавицы по большей части берутся? Да вот всё там же, в весёлых кварталах.
Кстати, чтоб понимать, что всё здесь не просто так и речь о высоком, то дОлжно сказать, что даже в этим самых кварталах сложилась иерархия, в соответствии с которой их обитательницы подразделялись на разные категории. Знаменитые ЮДЗЁ (в первую очередь, высшего ранга – таю и ойран) были в центре внимания горожан, включая женщин, поскольку их незаурядность, особые манеры поведения, оригинальность вкусов, выражавшихся в формах причёсок, в росписи кимоно и вееров, которые выполнялись по их заказам, становились темами для городских новостей и образцами для подражания.
Внимания этих законодательниц мод добивались самые богатые и успешные мужчины. Жизнь молодых женщин, оказавшихся в «кварталах развлечений», была пронизана культом искусства обольщения и создания эффектной внешности. Яркие и притягательные, недоступные большинству посетителей кварталов юкаку они являлись своего рода элитой этого беспечного и порочного мира. Именно они стали моделями для живописи в жанре бидзинга.
Живопись укиё-э в жанре бидзинга можно охарактеризовать как особое явление, в котором нашло отражение оригинальное художественное мышление мастеров, сумевших в узких рамках жанра создать яркие и выразительные женские образы.





Немножко о прочих артистах и сумоистах)))
вот на сумоистах любопытно остановиться отдельно.
Сумо было делом отчасти благотворительным, поскольку деньги, собранные с поединков, шли на нужды монастырей и храмов. Бои сумоистов были так же популярны в народе, как театр кабуки и веселые кварталы. Поэтому изображения борцов в динамике с подчеркнуто напряженными мышцами, как будто пойманных в моменте борьбы, были очень распространены. (76) Пик популярности изображения сумоистов пришелся на 80-е годы XVIII века.
Художники в то время начали изображать борцов, добавляя больше индивидуальных черт, хотя раньше лица героев были очень похожи. В этих изображениях сумоистов важны были не портретные характеристики, а особенности телосложения.



Далее у нас не просто картинки сами по себе, а ксилография для книжных и печатных изданий.
Конечно же, не обойдём стороной и - ого-го! - Хокусая.
А знаменитая волна оказалась мааааленькая такая, в живую-то. Не то, что во всяких репродукциях и растиражированных художественных оммажах прочих авторов. Хотя чего мне хотелось?)))



Но всё-таки, как бы ни филигранна была гравюра, а живописное произведение таки ценилось выше.
Итак, несколько картин на свитках. Иногда хотелось отметить детали, манеру живописную, поэтому крупненько кое-какие фрагменты для любования - присутствуют)))


Ну и под финал – на сладкое – ширмы!
Это вам и утилитарный предмет и произведение искусства в одном флаконе.
А уж выбор каков, а! На любой вкус и цвет!
Посмотрите, скажите потом, что понравилось больше)


Вооооот)))
Ну как вам? Мне было интересно и разнообразно: шикарные работы, любопытная инфа. Для тех кто в теме – так вообще праздник-праздник) но здесь ещё не всё, если вопросы – то отвечу, многое ещё на экскурсии послушала, да и вообще…
Ну а теперь, с чувством выполненного долга, пойду на фуршет пить шампанское)
Всем хорошего настроения и до встречи!

Теги: Экскурсии, япония

Предыдущий пост: Как Тайклоша возле моря бегал и радовался. (Часть 1) Все посты Taiklot Следующий пост: Отзыв по фильму Артемизия (1997 г.)
Следить за темой Не следить за темой Управление подписками

Комментарии (43)

Taiklot 
22:57 28.03.19
Дarа, деточки, канеш, это ты подметила верно! *смеюсь* и правда, жутковато!)))) пожалуйста, радостно слышать)
Дarа
22:21 28.03.19
Ахах, если бы я таких деточек увидела, как здесь, то уже давно умчалась бы от них сломя голову. По мне лучше бы природу рисовали, но это по мне. Лаконично и эстетично, то, что мне нравится. Taiklot, спасибо за пост, прочитала с удовольствием.
константин1977
00:07 27.03.19
Taiklot, да, да помню, друзья Киану Ривза из 47 ронинов, да и в твоих постах они встречались)))
Taiklot 
23:36 26.03.19
константин1977, эти, как их, с длинными носами-то, помнишь? Тенгу))
константин1977
23:33 26.03.19
Taiklot, Жесть, конечно, настоящие заморские черти))
Taiklot 
22:23 26.03.19
Фух, пришлось порыться в закромах ХД Европейцы глазами японцев)) https://a.radikal.ru/a14/1903/1b/7686b4b5fa63.jpg
константин1977
22:00 26.03.19
Taiklot, вот, а самого главного я и не заметил, это я о национальном сокровище))
Taiklot 
20:10 26.03.19
константин1977, ох, ёёёёё! спасибо, бро, за так многа впечатлений) по поводу лиц актёров, не, не шарж) Это вот так и изображают. Я те щас сурьёзный документ покажу, там европейцы, на полном серьёзе. Круче шаржа, уржаться ваще. Для Японии (если рассматривать с точки зрения изобразительного традиционного искусства, это как раз - "это нога, у кого надо нога!". То есть в их изображении сакуры упор делается на ствол,а в китайской традиции- на цветы. Если проводить сравнительный анализ, то заметно станет даже чайникам)) Это не о тебе, а ваще. Кстати, под грифом "национальное сокровище" проходит как раз самая скромная и незаметная ширма: там,где семейка отдыхает, тихонечко так сидят на веранде))) Так, пойду за картинкой европейцев)
константин1977
18:33 26.03.19
Ну вот, наконец перейду к конкретике) Конечно, сложно оценивать настоящие древности, но попробую)) Изображения красавиц (бидзинга) порадовали своей будничностью и простотой сюжетов, также реализмом человеческих персонажей, отмечу на Веранде (хорошая сценка), Чернение зубов (красавица хороша). Красавица, читающая письмо (тоже хороша, но открыта одна ступня). Далее хороши уже групповые портреты куртизанок, в них много деталей и ярких красок, что особенно радует глаз. Борцы сумо запомнились тем, что в жизни выглядят не так грозно, как на ринге, но прямо настоящие борцы сумо, как и с телевизора)) Шаржи актеров - довольно поздняя работа, чувствуется влияние Запала и западной культуры сатирических рисунков (здесь я могу ошибаться)) Ну мимо знаменитой Волны пройти было просто невозможно, видел неоднократно, но теперь точно знаю, как выглядит. Любопытная картина - Гроза у подножия горы, интересные краски и вид самой грозы. Цветы хризантемы и фазан - очень хорошая гравюра с отличной детализацией и цветовой гаммой. Картины в свитках понравились цветочными пейзажами, вообще люблю цветы. Сакура у храма Хорайдзи в Эдо очень хороша, однако это довольно необычная картина в плане рисовки сакуры - основную часть занимает крепкий ствол сакуры, видимо это какой-то знак) Далее идем к сладкому)) Ширмы великолепны, в особенности довольно мрачная, хоть и на золотом - Бог ветра и грома, красиво, что еще сказать) Цветочные ширмы (Ирисы, сакура и неизвестный мне цветок) вне всяких похвал, как и Отшельники с Цветами и птицами 4 времен года. Дорого и бохато, ничего не скажешь, и со вкусом) В общем, порадовал и удивил на сей раз роскошью изобразительного искусства Японии) Браво, Тай!!!
Taiklot 
14:53 26.03.19
*Shizuka*,спасибо за отклик, это всегда важно, насколько в сердцах отозвалось! Да, отшельники, самая динамичная и яркая картина. Учитывая, что художник почти никогда не пользовался цветной тушью, здесь он прям, что называется, оторвался))) Ну и тогда для вас немного более подробной информации о картине) Сюжет повествует о восьми бессмертных, которые обрели секрет долголетия. Например, Ли Тегуай (крайний справа) известен как врач, носящий свои снадобья в тыкве-горлянке. Нефритовый император даровал ему бессмертие за многочисленные благородные поступки. Ли Тегуай известен тем, что мог покидать свое тело, дух устремлялся на небо, чтобы побеседовать со своим наставником Конфуцием, а своему ученику поручал наблюдать за оставленным земным телом. Но у ученика возникла семейная неприятность — заболевает мать. Он умчался к матери, оставил тело без присмотра, а когда вернулся, тело было занято другим духом. Так его учителю пришлось вселиться в тело нищего хромого бродяги. Поэтому его изображали с посохом, хромым — но здесь он изображен без свой железной клюки. Две красавицы слева — Лань Цайхэ, богиня — покровительница садоводства, цветоводства, и Хэ Сяньгу, покровительница домохозяек; одна изображена с корзиной фруктов, другая — цветов. Перед нами — Лю Хай, существо с белой трехлапой жабой на плече. В китайской даосской мифологии бог монет, изображается с жабой. По легенде, Люй Дунбинь, один из восьми бессмертных, однажды опустил свой пояс с привязанной на конце золотой монетой в колодец и велел Лю Xаю поймать в колодце жабу. Жаба закусила монету, и Лю Xай вытащил ее из колодца. Поэтому он всегда изображается с трехлапой жабой — эмблемой наживания денег. Необычность интерпретации сюжета в этой ширме состоит в том, что около Лю Хая сидит красивая служанка, которая чистит ему ушко, и он получает от этого явное удовольствие, что не очень приветствуется для даосских бессмертных, которые должны думать только о высоком. И таких отступлений от канонов здесь очень много».
*Shizuka*
10:57 26.03.19
спасибо , очень интересно, особенно понравились Отшельники!
Taiklot 
19:15 23.03.19
medvedeva,Здорово! Мне тоже с природой - больше всего!)
medvedeva
18:58 23.03.19
Taiklot, спасибо. Очень интересно. Мне понравились больше всего ширмы. Те, что с природой - действительно " на сладкое".
Taiklot 
14:00 23.03.19
Тельняшка, ха-ха-ха! спасибо! вот такие красавицы суровые)
Тельняшка
13:58 23.03.19
всё очень красиво, кроме красавиц)
Taiklot 
11:43 23.03.19
Maya8, салютую чашечкой с зелёным чаем) птицы да, очень. Так легко и твёрдо лежат мазки. Ух! прям вот хочется каждое пёрышко рассматривать. Рука - что клинок - точна.
Maya8
11:39 23.03.19
Taiklot, да, интересная композиция. Кстати, при просмотре некоторых гравюр реально можно услышать музыку, шум Ёсивары, или звуки природы. И птицы прелестны, ты прав)
Taiklot 
11:26 23.03.19
Maya8, обрати внимание, что Фудзи на этой картине маааахонькая, а внимание приходит всё равно к ней. Это благодаря композиции - она закручивается и волной всё равно указывает на главное действующее лицо.
Maya8
11:12 23.03.19
Taiklot, ну, сама инфа о гравюрах знакома, поэтому больше внимания уделил именно картинам. Большая волна в Канагава, безусловно, шедевр, Фудзин и Райдзин круты, а вот сейчас завис над Торговцем веерами.
Taiklot 
10:39 23.03.19
Maya8, ты - герой, все подписи - это прям глубокое погружение! Но ты человек увлечённый, так что я только радуюсь! спасибо! Ирисы - хороши. А уж горы в тумане. Ну ты знаешь, дааааа... *сидит, созерцает*
Taiklot 
10:37 23.03.19
Минога, спасибо за внимание!) ну, надеюсь,немного наладили мосток к необъяснимому. культура, и правда, от нашей далека, а уж близость к Китаю, цивилизации, которой пять тысяч лет, многое дало молодой Японии. Ох, собраться бы с силами и сделать сравнительный анализ, откроются очень любопытные вещи.
Maya8
10:30 23.03.19
Завис я тут надолго, читая все подписи, и разглядывая эту красоту, не в силах слово молвить. ... Ах, Тааай... какие ирисы! И горы в тумане... Благодарю)
Taiklot 
01:07 23.03.19
Разлюли_моя_малина, прекрасный выбор! Про "снег, луна". На самом деле ты выбрала скорее исключительную картину, на мой взгляд. потому что все знают японскую живопись, как сдержанную и лаконичную, но на самом деле в ней всегда больше драматизма, движения и патетики, чем в китайской, к примеру)
Благодарю за пост! Все посмотрела и почитала внимательно)) Почему-то большое всего из живописи понравились вертикальные триптихи. На картине Тэбунсая Эйси "Снег, луна и цветы" я вдруг услышала музыку. Вроде такая неяркая вещь, а мне пришлась прямо в сердце. И туда же - картины про оленя и журавля Сога Сехаку. Журавль потрясающий, а ветка сосны над богом счастья как живая. Вот как-то сразу я в его творчество поверила. И ширмы прекрасные. Для себя я бы выбрала "Цветы и птицы четырех времён года", да кто ж мне даст)) Спасибо!
Taiklot 
23:56 22.03.19
Nóstië , золотой фон - это на самом деле отличительная черта живописи Японии. Может и не везде это видно, но если разбирать в целом, именно они - в отличие от Китая - предпочитали больше золотой фон. но это отдельная история) мне очень понравились птицы! Необыкновенно нежно и аллегорично!) а в таверне - заполируем. Вива - искусство! вива - жизнь!)
Nóstië
23:51 22.03.19
Taiklot, ширма с горами и туманами - нежнейшие и прозрачные, светлые. Мне бы подошли, а выбрала на золоте. Теперь соображаю, куда её поставить. И чем думала, моя квартира -не эрмитаж)))) Шедевры. Нельзя глаз оторвать. Исходит от них тепло. Даже яркие - цвета органические, а линии тонкие и все рисунки дарят умиротворение, даже с чудищами. Пожалуй, ширма с парящим аистом - лучшая. Тай, спасибо огромное!) Вся под впечатлением красоты, в Таверну на берегу Южного моря загляну завтра:)
Taiklot 
23:35 22.03.19
Nóstië , мне больше всего понравилась ширма с горами и туманами - Фудзи, кажется. Тут знатоком быть не надо, всё шедевры. Дальше - дело предпочтений))))
Taiklot 
23:33 22.03.19
Иксайтинэйм, вспомним исламскую архитектуру, которая основана на византийских канонах - и изумимся))) Да и вообще религию в целом. Конечно, японцы - нация более молодая. Она всё переняла у Китая, но сделала это своим, а многое - даже добавлю особенно подчёркивая - сохранила в первозданном виде традиций, что не сделали в Китае, чем японцы и гордятся. Ну вот чайную церемонию, к примеру) Но где-то веках в 6-7-х Япония пошла по своему пути - и тут уж счёты все списались) Это было очень воинственное государство, кстати, в отличие от Китая, хоть тот и объединял многие земли. Китай - цивилизация чиновников. Япония - воинов. Так уж повелось. Да, годы оккупации и репрессий японцам все припоминают с лихвой. Даже сейчас. Вот с нами знакомился человек искусства в Китае. И первый вопрос: как мы относимся к Японии? Надо сказать - отрицательно. Тогда контакт пойдёт успешней.
Nóstië
23:24 22.03.19
Ширмы,ширмы,ширмы - красиво. Много ярких красок, но телесами изображения не давят. Посмотреть - даа, разные чудища... Понравилась с видами Киото. а домой забрала бы ту, что вторая помойму сверху - цветы на золоте. И живопись рассмотрела. Еххе, чтоб задать вопросы, надо быть в теме) Но оценить и любоваться - это всегда. И все же, как с реализмом, интересно? Портреты рисовали граждане? У Мисимы есть романы, где эпоха Эдо вспоминается, как недавнее прошлое и портреты дедов там вроде мелькали.
Иксайтинэйм
23:21 22.03.19
Taiklot, Есть у меня вопрос знатоку, хотя почти мимо темы поста. Но все же один раз было упомянуто, что технику ксилографии японцы переняли у китайцев. Да чего только они у китайцев не переняли... Как же получилась, что нация, которая училась у Китая культуре, так презрительно и жестоко отнеслась к своим учителям в начале 20-го века?
Taiklot 
23:16 22.03.19
Nóstië , у тебя телек широкоэкранный ХД
Nóstië
23:10 22.03.19
чето сумоисты не толстые... по телеку другие.
Taiklot 
23:02 22.03.19
Иксайтинэйм, ширмы-то? То доо, они не только дырку на обоях загораживают. Да и размах опять же. многие из них даже подразделяются по степени культурологической важности. вот к примеру: ширма кисти Огаты Корина «Бог ветра и бог грома» была написана спустя несколько десятилетий после того, как такую же роспись для раздвижных настенных панелей фусума выполнил Таварая Сотацу для храма Кэнниндзи в Киото. Огата Корин выполняет роспись на парных ширмах, поэтому композиция носит динамичный характер: божества словно обращены друг к другу. И через несколько десятилетий после Огаты Корина этот сюжет повторили два других художника школы Римпа, отдавая дань уважения и почтения тем мастерам, у которых они учились, несмотря на временную дистанцию. Роспись, выполненная Таварая Сотацу, имеет статус национального сокровища, а роспись Огаты Корина — статус особо ценного объекта культуры. Вот даже как)))
Иксайтинэйм
22:54 22.03.19
Очень информативный пост, спасибо! Больше всего понравились ширмы, есть в них что-то понятное рядовому зрителю. Гы. Хорошо вам в Москве, все время культурой снабжают.
константин1977
22:53 22.03.19
Taiklot, Да, сегодня посетителей немного, заходи, у меня там в загашнике еще немного есть, чем отпраздновать встречу))
Опубликовано: 11.04.19
Комментариев: 43
Пожаловаться на содержание поста
Меню