Арт-путешествие в Китай. О поэзии на закате в горах Циюньшань (ЧАСТЬ 10)

Так, ну чтоооо ж… сегодня у нас подходит к концу неделя отдыха в горах Циюньшань, потом мы поедем в интересный городок Тунси и далее в Шанхай, ну а пока, надеюсь, разделим с вами множество впечатлений этого солнечного дня.

Утром по традиции цигун и виды из Грота Духов. Я даже постояла в позе журавля, отдохнула и поразмяла мышцы, но потом, все побросала и побежала смотреть вот на это.
Такого ещё не было.
Как вам? Туманы и поднимающееся солнце. По-моему, красотища. Свет – как невесомая вуаль.


Сегодня мы снова идём к даосским пещерам, по дальнему маршруту. Но проходим через главную улицу деревушки и всё-таки обращаем внимание на надписи на дверях.
Это сенсей нам поясняет нюансы каллиграфии и стихотворений. Кстати, уже был разговор, обратите внимание стиль каллиграфии тоже разный, у нижних фоток более современный – кайшу.
У верхней, что-то среднее между более ранними - лишу и чжуаньшу.

Кроме разницы в каллиграфии есть и ещё различия. Надписи не всегда только на красном, хотя предпочтительнее, и не всегда такие большие. Но они есть везде, на всех дверях. Это пожелание дому, которое обновляется, каждый новый год, с его, собсно, приходом. Китайский новый год, мы помним, позже наступает, в феврале, а это уже, можно сказать – весна, то есть расцвет новой жизни.
Все эти пожелания, безусловно, несут только хороший посыл и написаны в стихотворной форме.
Так вот. Много мы уже почитали поэзии в переводе, но теперь, пожалуй, стоит рассказать о специфике китайского стихосложения.
Дело в том, что в китайская поэзия настолько аутентична, что понять её европейскому человеку полностью вообще невозможно. Да, уж извините, но даже одного процентика не оставлю. Вообще невозможно. Потому что, чтобы понять классическое стихосложение, надобно там жить, а ещё лучше – жить, начиная с где-то 5 века до н.э.
В это время Конфуций как раз собрал первый сборник китайской поэзии, начиная от 11 века до н.э. В него вошли около 3 тысяч произведений. Вообще, маловато для такого отрезка времени, поэтому, скорее всего, у собранных стихов тоже был какой-то спИЦальный, сакральный смысл. Хотя, не исключено, что сам Конфуций этот смысл им и придал.
О золотом веке китайской поэзии можно говорит с династии Сун (7-10 вв. н. э.) К этому времени стихосложение подчинялось определённым правилам, которые сохранились вплоть до начала 20 века. Называлось это дело – регулярным стихом.
Итак:
* фиксированное количество знаков в строке
*обычно четырехстопный стих
*обязательная рифмовка (но здесь всё сложно. Даже первые тексты на лопатках животных имели некую ритмику, а возможно – в дальнейшем – и рифму (так запоминать легче), но за много веков произношение менялось, соответственно, утрачивалась и рифма. Это же касается и первых произведений стихотворных сборников. Многая рифма на слух уже не воспринималась, хотя она там наверняка была заложена. Однако, в дальнейшем, благодаря одинаковости звучания многих слов, рифму подбирать было не так уж и сложно, для этого даже пособия создавались, как подсказки для учёных мужей.

*определённая схема чередования тонов. Это чисто китайская примочка. Ударений же у них нет, как у нас, у них почти все иероглифы состоят из одного слога, так что надобно подбирать другой инструментарий, характеризующий стихотворные размеры. Но у них есть четыре тона, вот они и обеспечивали мелодичность и ритмику. Кстати, и они тоже были жёстко прописаны в пособиях правилами.
*к тому же был жёсткий запрет на лексический повтор. У нас вот можно слова повторять, это даже иногда для усиления эффекта используется. (Не говорим, конечно, о тавтологии и стилистической глухоте автора) У них же повторять иероглифы – нельзя. Некрасиво.

Кстати, здесь я протягиваю мостик к тому, что китайские стихи зачастую лучше вообще СМОТРЕТЬ, чем слушать, потому что самый-то смак – это в их визуальном воплощении.
И для наглядности я покажу вам пример на бумажке.
Стихотворение поэта Ду Фу

两个黄鹂鸣翠柳,
一行白鹭上青天。
窗含西岭千秋雪,
门泊东吴万里船。

Вот его приблизительный перевод:

Две желтые иволги поют
в изумрудно-зеленых ивах,
Одна вереница белых цапель
в выси синего неба.
В окнах виднеется Западный кряж –
Тысячи осеней снег,
За воротами лодка с востока Цзянсу -
Проплыла десять тысяч ли.


А вот как это выглядит на бумаге.


Обратите внимание на идеальный параллелизм (вот его лучше нам примере показывать, чем словами объяснять))) расположения слов в т.н. "па́рных строках" (кит. дуйцзы): числительное под числительным, цвет под цветом, птица под птицей, сторона света под стороной света и т.д.
И так же в этих надписях на дверях: там так же – параллельные иероглифы в идеальном сочетании – числительное с числительным, действие с действием, прилагательное с прилагательным.
На эти стихи смотреть надо, реально, только тогда видна их полная красота)
Мало того. Здесь же ещё двойной смысл, который при переводе не то чтобы утрачивается, а пропадает напрочь, и современный человек вообще не понимает, что там зашифровано.
Вот смотрите:

Жёлтые иволги, поющие среди свежей зелени ив — символика плотских наслаждений, так сказать "земных радостей". "Поющая иволга" — поэтический символ весны. "Весенний", в свою очередь, — традиционный эвфемизм для слова "эротический". "Ивы" символизируют девушек из "весёлого квартала", который по-китайски зовётся "ивовым переулком".

Строй белых цапель, поднимающихся к синему небу — символика служебной карьеры. "Строй цапель" — метафорически о придворных чиновниках, выстроившихся перед императором во время утреннего смотра. "Синее небо" — традиционный символ успешной карьеры. "Вознестись под синее небо" = получить высокий чин.

Обрамлённый окном горный хребет под шапкой вечных снегов — символика неминуемой смерти, небытия как застывшей вечности. В оригинале после цезуры стоит: "тысяч осеней снег", т.е. вечный, никогда не тающий снег. В китайской поэзии снег традиционно ассоциируется с сединой, а осень — со старостью.

Западный Хребет (кит. Силин) — здесь: часть горной системы Миньшань, расположенной к западу от г. Чэнду. При этом запад у китайцев, как и у многих других народов, традиционно ассоциируется со смертью — ведь именно там ежедневно "умирает" солнце. Приведём для сравнения англ. идиому "to go West" — умереть, кануть в Лету.

Корабль с восточных рубежей (в оригинале: "десятитысячевёрстный корабль из Восточного У", т.е. прошедший добрый десяток тысяч ли вверх по Янцзы из Цзянсу), причаленный у ворот "травяной хижины" Ду Фу в Чэнду [т.е. готовый отплыть в обратный путь], символизирует надежду поэта на избавление от невзгод. Для китайцев восток — это символ весны, возрождения к жизни, а также обретения бессмертия. Ведь именно в Восточном океане расположен легендарный китайский "рай" — т.н. "Острова Бессмертных".

А вот теперь, пожалуйста, – художественный перевод, хоть и хороший, но совсем другой - А.И. Гитовича:

У дома иволга поет средь зелени ветвей.
По небу синему плывет клин белых журавлей.
Под шапкой вековых снегов гора в окне видна,
Но как же, как же далеко родная сторона!


Ну и про что мы прочитали?
Про природные красоты и тоску.
Конечно, похоже. Но… как говорится, есть нюанс.

Ну, то есть, вы понимаете, что это такая история, которая вообще может в голове не уложиться. Такое вот китайское стихосложение, трёхмерное. А это я ещё так, про классику по верхушечкам.
Кстати, после культурной революции от классического стиха отказались (хотя сейчас всё-таки сочиняют) и забили на многие правила и конструкции.
Теперь в большинстве своём это что-то типа… нууу… верлибра.

Если углублюсь, то рискую раскатать текст от неба до земли, так что если что – по дороге отвечу, о чём знаю)

Так, ну что, потопали в горы?

Прошла неделька - и природа немного окрашивается всё-таки в привычные для нас осенние яркие краски, конец октября всё же, хоть мы и в футболках. Температура где-то 23 градуса.

Через плотину. Ох, ну змей тут, ващееееее…

Теперь, при ярком солнце всё словно сверкает драгоценностью, преображается, выглядит по-другому.
Ярко-красные листья, ярко-красные камни так и играют на солнце.
Сосновые иглы – изумрудом отливают.

В гротах по традиции ставим благовония.

На коре сосны – мох, и твёрдо и мягко.


Спускаемся к гроту через бамбуковый лесок.

Камень какой зелёный)

И там - кто чего, кто медитировать, кто просто отдыхать.
Я рисовала.
Вот такой набросок пещерного навеса у меня получился.

Жарко ваще, аж загорела. Но место такое спокойное, тихое, энергетически наполненное. Горы разговаривают со мной мерным гулом, на слух, конечно, неслышимым. Но горы старые очень, столько видевшие, пережившие. Странно вот так, на месте всех исторических и религиозных треволнений сидеть, сняв обувь, взбивать пыль ступнями и жмуриться на солнце. Чувствую себя почти даосом)


На обратном пути заходим в новое место, скалы с иероглифами, небольшие посадки горного чая. Но такие аккуратненькие, прям не налюбоваться

Про чай уж много рассказала в предыдущих постах, но сегодня последний день, когда видим настоящий горный чай, поэтому можно добавить чутка пафоса.
Мы же знаем, как даосы относились к природе и чаепитию. Поэтому
«концепция одухотворенной природы также оперирует понятиями изменения мира и человеческой души, рассматривает предметы окружающего мира как одушевленные, обладающие вполне человеческой способностью чувствовать и ощущать. Таким образом не только каждое дерево, скала, камень, даже травинка достойны уважения и сердечного тепла и одушевлены, одухотворяется даже чайная посуда. Прием олицетворения часто использовался в творчестве многих китайских поэтов при описании чайной церемонии, которую именовали на различные лады. пути Дао и Чая в китайской культуре прочно переплелись. Потому адепты Дао в каждой чаше ароматного напитка ощущают биение жизни. Как говорил Поэт Цао Сун начиная разливать чай «опираешься на луну, сидя в синих горах», Чжэн Баньтсяо при дегустации чая «усаживался вместе с поросшими лесом горами», а вот как раз уже упомянутый выше великий Ду Фу писал:

В закате солнце крыш касается тихонько,
Весна на двор вошла.
Я чай уж заварил
И задувает в чаше ветер, напиться хочет.
Уж покосилась из камней ограда,
Сижу в тени листвы, пишу стихи,
А зимородки рядом все поют,
Гарцуют в ярком оперении.
На лесках шелковых уж замерли стрекозы.
Рассвет я встретил, новый день пришел
Но растворится он во времени.»
взято http://www.craneandpine.ru/blog/163-2013-03-12-13-30-06.html


За этими полянами чайными, кстати, знакомый нам Дед Ван ухаживает. Верхушечки чайного куста остригает он примерно 20 раз в год.
Вот мы снова забрели к нему на огонёк.
Он, конечно, нас этим самым чаем напоил и устроил нам концерт. Одарённый дяденька. Прошлый раз на эрху нам сыграл, в этот раз – на дудке.))
Послушаем гостеприимного хозяина:


Ну и в обратный путь.
Через пещеры.


О, вот, глядите, улей диких ос.


Красные ветви боярышника мигают нам возле тропинок.

Ну а дома – немного подкрепиться можно.
Залезла-таки на кухню нашей гостиницы, огромное помещение с плитой-печью.
Хозяйка готовит нам десерт – это тыква парится.

Кстати, а вы знаете, что помидоры у них – тоже десерт? Ну просто потому что помидоры – ягода. А раз ягода – то десерт. Так вот, их нам приносили пару раз в качестве сладости, порезанными кругляшами и посыпанными… сахаром.
Мы вот смотрим на помидор в сахаре и прям думаем – а чего с ним делать? Ну вообще непривычно, невкусно, непонятно. Кароч, счищаем сахар и просим соль.
Посыпаем солью и смотрим на китайцев.
Потому что они смотрят на нас щас так же, как минуту назад мы смотрели на помидоры в сахаре.
Ну в общем, очень мы странные, иностранные ХД

А это вот фирменное блюдо, которое понравилось мне больше всего. Жареная лапша с омлетом. мммммм…. Просто жмурюсь, каждая лапшинка поджарена в воке, вкусно – невозможно!



И хотя готовила нам в основном хозяйка, рецепты ей достались от папы, вот он, этот заслуженный даос. Приятный дедушка, ему более 70 лет уже, но бодрячок и милаха.
Жена его пыталась учить названия блюд на русском. Выходило непонятно и смешно. Но она была очень серьёзна и заинтересована, как же называются эти же блюда в России.
Сейчас немного отпустило китайцев, но всё-таки остаётся некое предубеждение, что поездка в Россию грозит минимум избиением. Потому что здесь все злые и дерутся. Ну… как бээээ… Наверное, общая криминальная обстановка у нас всё-таки похуже, это верно. А китайцы вообще буч не устраивают. А за воровство-то – помним что, да?) Секир башка.
Однако всё меняется, страхи постепенно уходят и отношение к россиянам улучшается в целом.

Тааак, ну что? И напоследок)
Обещанный закат.
Сфотографирован он уже не мной, а девушкой из нашей группы, которая вернулась сюда через неделю. Ей повезло чуть поболе, чем мне, с закатом. Но раз ей повезло - значит, повезло и нам)))
вот такая закатная красотень)



На этом, пожалуй, можно и закруглиться на сегодня. Просто посидеть и послушать тишину.
Ведь в следующий раз ждёт нас уже знаменитый шумный базар города Тунси, окончание разговора о принадлежностях каллиграфа-живописца и отдельный разговор о печатях.
А так же посещение Дома традиционной китайской культуры и живая игра на цини.

До встречи!)

Метки: Путешествия

Предыдущий пост: Как Тайклоша возле моря бегал и радовался. (Часть 1) Все посты Taiklot Следующий пост: Арт-путешествие в Китай. Сокровища городка Тунси (ЧАСТЬ 11)

Комментарии (71)

Taiklot
23:54 24/01/19
Panda1506, очень, очень здорово, спасибо! с разделёнными впечатлениями и воспоминания крепче!
Panda1506
23:50 24/01/19
Taiklot, всеми руками и ногами с вами, ведь здесь такие прекрасние посты)Вдохнавляют
Taiklot
23:49 24/01/19
Panda1506, АААА! кто-то ещё с нами!))) приятно видеть) здорово.
Panda1506
23:44 24/01/19
АААА, как красиво
Taiklot
12:49 19/01/19
Продолжение!) Этеншен - многа буков! О__________О ХДД https://grouple.co/private/post/ratingVotes?type=post&id=27790
Taiklot
01:29 17/01/19
Ryna_, режимы подправляю периодически, но если беготня - то на авто. Здесь - на авто. Природа сама за меня всё сделала)
Ryna_
01:24 17/01/19
Taiklot, нет, модель не новая, может 2012 года. Не думаю что какой-то прорыв в технологии случился с тех пор, так что моя довольна тем, что есть. А ты на мануале снимала или авто? Ну очень красиво. Тоже так хочу
Taiklot
22:56 16/01/19
Ryna_, это, наверное, что-то новое? У меня уже восьмилетний старичок)
Ryna_
22:54 16/01/19
Taiklot, супер, это серьезный подход к хобби! Я только начала свой Найкон Д750 осваивать
Taiklot
14:21 16/01/19
Ryna_, некоторые мобилы щас получше фотокамер снимают) Но я тяну в горы именно фотоаппарат, хоть он и здоровенный, Кэнон ЕОС 1100, правда без дополнительных объективов, их у меня нет, я ж не профи) спасибо за отклик, приятно!)
Ryna_
14:05 16/01/19
Taiklot, все понравилось, а на первой и последних фото просто зависла. Неужели на обычный мобильник сделаны какого бы он там бренда ни был? Наверное глупый вопрос, кто за собой еще и профессиональную камеру в горы потянет. Но выглядит именно так. Спасибо за пост/ы
Vi May
12:14 16/01/19
Taiklot, учусь))) Непривычно, если честно XD
Taiklot
12:09 16/01/19
Vi May, спасибо за комплеман) ты тоже не бросай. как там мольберт, используешь по назначению?
Vi May
12:07 16/01/19
Taiklot, я давно заметила, что что-то со мной не так)))) Страшно, но тянет зараза XD
Vi May
12:06 16/01/19
а, забыла отметить твой скетч - ну, ты в курсе, да, что я фанатею от твоих работ)))
Taiklot
12:03 16/01/19
Vi May, это мне арахнофоб говорит ХД
Vi May
12:01 16/01/19
ну дыа... ты ж ток посмотри на эти нити... ваааа жутко, да?))) и классно... ну, в общем, да))))
Taiklot
11:52 16/01/19
Vi May, ого! то есть такая деталь, которая приблизила, сделала всё настоящим, ощущаемым. яяясно)
Vi May
11:48 16/01/19
Taiklot, потопаем канеш))))) Паутина... да) Ты понимаешь, я её как увидела, у меня прям на глазах там всё на фотографии ожило, я прям почувствовала эту необычайную атмосферу дикой красоты)))) Как вот смотришь на все те виды горных вершин, что ты скидываешь, так и тут... прям дух захватило, прям в душе защемило... ну почему я не там)))))))))))
Taiklot
11:38 16/01/19
Taliyа, спасибо, уже знакомлюсь!) Ссылок много, полезу разбираться.
Taiklot
11:37 16/01/19
Vi May, *смеюсь* фанаты - эт ты, канеш, загнула. Да и я для кумира - мелковат. Но то, что люди интересуются - это мне, конечно, приятно. Надеюсь, потопаем дальше все вместе, потому что путешествие ещё не закончено и стока хочется рассказать - ого-го! Впихнуть невпихуемое ХД Эк тебя паутина воодушевила. а мне - бррр)
Nóstië
10:42 16/01/19
Taliyа, спасибо! мне было интересно) ссылка на каталог любопытная.
Taliyа
09:52 16/01/19
Taiklot,может тебе будет интересно. Видео коротенькое, но в описании интересные ссылки https://youtu.be/DMibucr2XvE
Vi May
01:56 16/01/19
Вот и этот путь я прошла следом за всеми твоими фанатами)))) И снова спасибо) И снова красотища - хочу туда, сил нет х) Особенно когда увидела фотографию с ульем... а ведь там такая огромная и густая паутина на камнях!!! Ой, как мне туда захотелось!
Taiklot
01:03 16/01/19
medvedeva, *сияет как пятак*)))
medvedeva
00:37 16/01/19
Taiklot, ну правда! Такая работа проделана. Не сидишь тихо в уголке перебирая фотки, а щедро делишься, не ленишься!
Taiklot
00:32 16/01/19
medvedeva, спасибо!) приятно, когда оставляют отклик - сразу улыбаешься и сидишь довольный))) типа не зря вся эта писанина, кого-то ещё удалось грузануть *смеюсь*
medvedeva
00:22 16/01/19
Taiklot, присоединяюсь ко всем благодарностям. Ты-молодец. Столько всего написала и показала! Приблизила к Китаю.
Taiklot
11:14 15/01/19
asdqwezxc, пожалуйста!) радостно слышать.
asdqwezxc
10:15 15/01/19
классно и познавательно. спасибо.
Taiklot
01:06 15/01/19
константин1977, ах, чёёёрт, забыл же про дедушкин самогон рассказать! Ащ! во я там налакался знатно ХД На ягодах настоян, 45 градусов. Вкуснотень. А мне потом ещё про Лао Цзы рассказывать. Мы с сенсеем хорошо так посидели. Тем более, что самогон он просто с кухни таскал ХД но китайцам, по-моему, многа не надо)
константин1977
00:35 15/01/19
Taiklot, нет, не пробовал, но думаю, что на вкус очень достойно)
Taiklot
00:22 15/01/19
константин1977, оченно нравятся) изучение чужой культуры привело, кстати, к возврату изучения собственной. Временные вехи, начало цивилизаций, теперь всё интересно в сравнении. А блюдо - воообщееее! Ты пробовал такое, да?
константин1977
00:15 15/01/19
Taiklot, да уж, нравятся тебе глубины или широты китайской философии вкупе с поэзией)) Но спасибо, что поделился со всеми нами этими знаниями! А вместе с видами гор, вообще, получилось волшебно)) Кстати, вкусное это блюдо))
Taiklot
22:55 14/01/19
константин1977, спасибо! Ну вот посидели вместе, втёр тебе про поэзию!)) Вообще, когда интересовался, а что же на картинах писать, каким стилем и какие надписи... Сенсей сказал, что всё-таки классический стих и несовременным языком. То есть берёшь - и копируешь. А остальное - это уже не айс, хотя всё можно. Даже одно слово. Но если уж о стихах речь, которые как часть картины - то будь добр возвращайся к классике.) Ох уж эти помидоры! *смеюсь* Все пробовали, мне только, видать, не ахти сей десерт)))
Taiklot Оффлайн
Аватар Taiklot
Написано: 11/01/19
Комментариев: 71
Пожаловаться на содержание поста