Арт-путешествие в Китай. Солнечные горы, бумага и кисти. (ЧАСТЬ 9)

Итак, наш отдых и творческие изыскания в горах Циюньшань продолжаются.
Несколько дней нас укрывали туманы, но вот, однажды утром… словно пена отхлынувших морских волн, туманы растеклись по долинам и растворились меж гор…


И выглянуло солнце, залило всё яркими красками, вдохнуло в старые иньские горы энергию янь.



Стало жарко по-летнему - и мы снова разделись до футболок и полезли в горы.
Я так прям ваще ожила.))) Снова шашку да коня – и на линию огня. В авангард.
Маршрут лежит через дальние горы, много спусков-подъёмов и прекрасных видов.



Много мы уже узнали про живопись, базово. Пока лезем, повторю несколько собирательных тезисов:

И начнём с того, что традиции китайской живописи существенно отличаются от западных канонов уже хотя бы тем, что при создании картины не требуется соблюдения законов перспективы или изменения тона в зависимости от источника света, не требуется формального сходства изображаемого предмета с натурой. Картина воспринимается как иной мир, где чётко видно гармоничное слияние личности художника и окружающего мира.
В китайской живописи идейное содержание преобладает над формальным сходством, двигаясь от сложности к простоте. Даже образующаяся на картине пустота в том или ином контексте несёт определённый смысл. Например – при изображении гор пустое пространство вокруг них воспринимается как туман или облака. А пустота вокруг золотых рыбок это вода.
Одна из отличительных особенностей китайской живописи – использование каллиграфических надписей и специальных красных печатей, которые воспринимаются как часть картины. Без них она кажется незавершённой. Самая простая надпись состоит из имени художника и даты написания картины, более сложная - поэтической строчки или высказывания. В каллиграфической надписи часто упоминается имя того, для кого написана картина или событие, предшествовавшее её написанию. Без личной печати картина считается незаконченной .Китайские художники владеют, как правило, тремя искусствами – живописью, каллиграфией и резьбой печатей.


Тааак, приостановились отдышаться.
Вооон, на ту гору нам надо!)

Погнали.
Ох, ну посмотрите, что за перила. Брутальные – просто пипец! Залипла. А как гармонично они смотрятся в контексте, а!

Разные диковинные растения попадаются.
Такие прям жёлуди-неразлучники)))

Вот, к примеру, листья, как глянцево-пластмассовые на вид, а на ощупь – приятные, гладкие, твёрдые, но живые.

Цветок с высоченного куста чая.
Шершней там – тьма.


Как рисовали и о чём, мы более или менее поняли.
А вот – на чём и чем. Ещё и не рассматривали подробно.
Так вот:

Также в древние времена в Китае ценнейшими атрибутами живописца, каллиграфа, ученого считалась кисть, бумага, тушь и тушечница. Их так и называли: «Четыре драгоценности ученого» или «Четыре драгоценности рабочего кабинета» Без этих предметов не мог состояться ни один образованный человек тех времен. К выбору этих письменных принадлежностей каждый художник и каллиграф подходил с особым трепетом и вниманием, ведь от них во многом зависел конечный результат работы и творчества.

Давным-давно, когда ещё бумагу не изобрели, для записи использовали различные предметы, такие как кости, деревянные дощечки, бронза, камень, стебли бамбука, шёлк. Бамбуковые таблички, шириной 10 см, соединялись веревками в связки неудобные и громоздкие. Для своей работы художники в Китае обходились шёлком, он был гладкий и легкий, но он был невероятно дорог и со временем уступил лидерство бумаге. Бумагу делали ещё лет за 200 до нашей эры из отходов шелка, и поэтому она похожа была больше на ткань, впрочем, и пользовались ей как оберточным материалом. А вот настоящую бумагу, как сообщают китайские летописи, была изобретена служителем императорского гарема Цай Лунем в 105 году уже нашей эры. Он придумал рецепт изготавливать бумагу из волокнистой внутренней части коры шелковичного дерева. Процесс изготовления постоянно совершенствовался, постоянно расширялась рецептура изготовления. Позднее секреты изготовления попадают в Японию, потом в Корею. Китайские торговцы передали секрет арабам, а те в свою очередь привезли его в Испанию, а от туда искусство изготовления бумаги разошлось по всему миру.
Обычай называть бумагу рисовой, в соответствии с составом ее сырья, появился у европейцев, китайцы же эту бумагу называют сюань по месту, откуда она родом.
Бумага сюань является исконно китайским материалом, который традиционно использовался для китайской живописи и каллиграфии. Производство бумаги берет свое начало со времен династии Тан (618—907 гг.)

Процесс изготовления китайской бумаги по технологии исключает наличие клеевой смеси, поэтому она рыхлая и легко рвется, а еще очень стойкая против плесени и насекомых. Если посмотреть на просвет, то можно заметить её неоднородность. Сейчас имеется большой выбор бумаги, которая предназначена исключительно для китайской живописи и каллиграфии. Чаще всего художники и каллиграфы используют именно бумагу «сюаньчжи». (см. выше) Она обладает хорошей водопроницаемостью и, соответственно, восприимчивостью к туши. Бумага «сюаньчжи» делится на два вида это обработанная и сырая. Сырая, как уже ясно из классификации, не проходит обработку, имеет хорошую впитываемость и подходит для живописи в стиле се-и (буквально се - «писать», и - «значение» или «идея»). То есть для письма грубой кистью в свободной манере.
Обработанная бумага "сюаньчжи" подвергается воздействию различных составляющих рецептуры и обладает хорошей влагоустойчивостью. Обработанная "сюаньчжи" подходит для живописи в стиле гун-би (гун - «тщательное» или «изящное», би - «писать» или инструмент письма). Эта техника тщательного и точного воспроизведения деталей и четкой прорисовки элементов изображения.
http://пурпурный-город.рф/o-kitajskoj-zhivopisi-gokhua

В 1945 г. в гробнице периода 441 г – 221 гг. до н.э. была обнаружена первая картина на шёлке с изображением людей, животных, мифологических существ – драконов и фениксов.
Самая ранняя работа по шёлку из всех, обнаруженных в Китае, имеет 30 см в дину и 20 в ширину.

Конечно, это говорит о том, что китайцы были знакомы с владением кистью задолго до появления настоящей бумаги.
В 1964 г. была обнаружена первая картина, написанная на бумаге (ну вот на её переходном виде), датируемая периодом Цинь (206-220 гг. до н.э.) Эта находка является репрезентативной для развития китайской живописи на бумаге.


Лезем вверх. Крутенько, однако. Горячий воздух поднимается от камней.


А вот нас встречают китайские мудрецы и полководцы.



Бамбуковая пушистая рощица)


Лишайник на камне. Сам – как картина на природном холсте. Облака.


Теперь о любименьком моём – о кистях!)))

С древнейших времен наибольшей ценностью для мастера, творца, да и для простого ремесленника был его инструмент. Для скрипача — скрипка, для резчика — лобзик, а для художника — кисть. Древняя китайская живопись и каллиграфия отличается разнообразием и особой, восточной утонченностью линий. Именно причудливым сплетением простейших линий и создавались в древности и создаются сейчас шедевры китайской живописи. Одной из главенствующих составляющих для создания картины в китайском стиле, кроме навыков и таланта, является кисть.
В Древнем Китае изготовление кистей было таким же кропотливым и сложным занятием, как и каллиграфия — кисть создавалась в семьдесят этапов, стоила дорого, поэтому купить кисти мог далеко не каждый. Традиционная кисть должна быть очень упруга, с аккуратным острым кончиком. Волоски не должны быть растрепаны, а сама кисть должна быть округлой формы. Специфика изготовления настолько уникальна, что даже в наше время невозможно механизировать этот процесс полностью — для придания изделию завершенного вида пучок вращают во рту языком, чтобы придать округлость и упругость.
Кисти бывают разных размеров - от тоненьких в несколько волосков контурных кистей для техники гунби (в пер. "работа кистью" или "тщательная кисть") до огромных с длинными ручками, которыми можно писать иероглифы или рисовать стоя, ощущая особую амплитуду работы с кистью, задействуя в процессе практики все тело.
По степени жесткости кисти бывают мягкие, жесткие и комбинированные.
Мягкие (в большинстве случаев используется ворс козы, "янхао") позволяют делать красивые пятна - лепестки цветов, листья, горы на дальнем плане, используются также для тонирования изображения в пейзажах.

Жесткие кисти (обычно с темным ворсом, "ланхао", это может быть волк, барсук, кролик, конский волос и т.д.) идеально подходят для рисования веток, стебельков, контурных линий. Однако, кистями большого размера с тем же успехом можно рисовать листья, лепестки и использовать для тонирования. Тут уже речь идет о личных предпочтениях художника и тех спецэффектах, которых можно достичь, используя тот или иной тип ворса.

Я использую кисти из ворса жёлтого волка. И комбинированные. Из козы и волка.
Вот мой наборчик)
Сушить такие кисти надо только в подвешенном состоянии.





Тааак, ну вот, залезли на вершину. Ладненько, об остальных принадлежностях учёного китайского мужа поговорим позже.)))

Недавно в этом гроте сделали поручни. Раньше не было – прикиньте - какой стрём. Но даже сейчас – не все решились туда идти, больно наклон крутой.



Я, сенсей и одна женщина всё-таки залезли и расположились на камнях. Немного посозерцали красоты, послушали музыку ветра и долины и занялись скетчингом.

Вот в итоге – такой у меня рисунок получился)



Спускаемся по другой стороне горы. А здесь сделана дорожка.

Из плит, положенных на вбитые в скалу сваи. Вот так, глядите.


И снова сосны)


А вот это «ЗАСТАВА ПУРПУРНЫХ ОБЛАКОВ».


В общем, теперь это одно из самых моих любимых мест в горах Циюньшань. Ну вот что-то так невозможно зацепило. Эта мощь на высоте, среди вершин, огромная лестница, зажатая меж камней застава, или наоборот – не зажатая, а раздвигающая скалы.
Место гудит энергией. Стою – подзаряжаюсь. Смотрю на этот дивный вид, слияние человеческого творения и природной красоты.

Прохожу через заставу, смотрю с другой стороны. Нет, ну невозможная благодать.


Честно говоря, так не хотелось покидать это место, что вернулась и полюбовалась на закат в одиночестве.
Жаль, что были облака, но даже так – просто полёт души по пурпурным небесам.



Одному в горах – это непередаваемое ощущение. Просторы словно протягивают через тело струны, по которым бежит, искрясь, энергия. Ты начинаешь слышать не только внешние звуки, но и внутреннюю вибрацию.
Засмотрелась, а закат наступает быстро. Вот спустилась я чуть ниже - а солнце и исчезло за горами. И мир погрузился во тьму.
Я иду по дорожкам, ориентируясь по запахам и звукам. Ночная дорога, известная и понятная днём, ночью превращается в тропу тайн, которые отгадываешь совсем иным чутьём.
Реально, не видно, куда ногу ставить. Вот справа – повеяло ароматом чайных кустов, слева загудела электрическая будка. А через какое-то время я погрузилась в облако из запаха спиленной древесины – да, утром здесь действительно пилили сосны.
А вот сзади – топ-топ-топ… поворачиваю голову. Звук приближается – топ-топ-топ… Но никого нет. Топ-топ-топ…
Я останавливаюсь. Пусть обгонит, раз надо.
ТОП-ТОП-ТОП…
Звук меня обогнал, это верно. Но больше – никого.
Я улыбаюсь.
Помните, говорила, как странно ходят звуки в горах – по дорожкам.
Вот так и чьи-то шаги мимо меня пробежали, а, возможно, это отдалённое чуханье поезда где-то за вершинами.
Качаю головой.
Надо же.
Двигаюсь дальше на ощупь.
Но не могу не остановиться и не посмотреть на огромную, какую-то чуть красноватую луну в чернильном небе.



Кстати, почему-то ни разу не подумалось о змеях ХД
Но, наконец, я вхожу в горную деревушку, пробегаюсь по тёмным, вымершим улицам и улавливаю голоса на балконе под навесом – наши садятся за ужин, бряцают чашками и палочками.
- Где же Тай? - слышу снизу и улыбаюсь.
- Да уж за Тай-то не беспокойтесь! Эта точно не пропадёт!
Ну лаааадно, друзья! РРРР! Вот щас поднимусь и наваляю всем!
Поднимаюсь, все смотрят со смехом и всё-таки с некоторым облегчением.
Я подмигиваю - и все зовут за тёплый стол.

Как всё-таки хорошо быть в кругу света и… поесть!

На этом сегодня всё.
В следующий раз ждёт нас новое путешествие в даосские пещеры, поэзия, музыка деда Вана и много солнца с потрясающим закатом!

До встречи!

Теги: Путешествия

Предыдущий пост: Как Тайклоша возле моря бегал и радовался. (Часть 1) Все посты Taiklot Следующий пост: Арт-путешествие в Китай. О поэзии на закате в горах Циюньшань (ЧАСТЬ 10)
Следить за темой Не следить за темой Управление подписками

Комментарии (39)

Taiklot 
22:20 29.11.19
Нацуи,оооочень долгое путешествие)) но дорогу одолеет идущий. Надеюсь, было интересно читать и нет ощущения потраченного времени. Если так - моя доволен в сотню раз больше)) а ночная прогулка у меня до сих пор в памяти, вот же, как вчера!обалдеть... а как время летит... год же и прошёл)
Нацуи
21:51 29.11.19
Не прошло и полгода, как я дочитала этот пост)) Очень интересно про живопись, и наборчик у тебя внушительный)) Страшная дорожка с жидкими перилами) Очень понравилась Застава, горы обкатанной пирамидальной формы, закат. А описания звуков, запахов, ночной прогулки - создают эффект присутствия ;) Здорово! /неужели иду дальше/
Taiklot 
00:07 16.01.19
medvedeva, ))) вообще, вродь, надёжно. Но при неосторожном передвижении можно и перекувырнуться) но это уж совсем экстим, обычно дорожки хорошо выбиты в скалах. Есть, конечно, крутенькие места, там все соблюдали особую аккуратность)
medvedeva
00:03 16.01.19
Taiklot, спасибо! В горах интересно, красиво и даже немного опасно. Почему-то цепи и перила из толстых веток не кажутся надёжными.
Taiklot 
14:06 12.01.19
Taiklot 
22:07 07.01.19
lilitana1, приятно слышать) компания на горных тропинках - это всегда здорово)
lilitana1
22:00 07.01.19
Спасибо! Зачиталась, засмотрелась, узнала кое-что новое, а главное, как будто сама сходила на прогулку)
Taiklot 
00:51 07.01.19
Vi May, добро)
Vi May
00:48 07.01.19
спасибо) попробую! если получится что-то годное, обязательно поделюсь))
Taiklot 
00:43 07.01.19
Vi May, приятно с близким человеком разделить свои увлечения и мысли. Привлекай мужа, спроси совета, к примеру, о теме рисунка, пусть почувствует причастность и значимость) А ты не срисовывай, попробуй рисовать впечатления о чём-то увиденном)
Vi May
00:33 07.01.19
Taiklot, спасибо) Как раз твоя живопись меня и вдохновляет более всего! Тоже хочу научиться рисовать скетчи, но пока нит, не выходит))) Дааа, ему тоже приходится терпеть мои погружения в себя... сначала ходит бесится, а потом заглядывает и зависает... это так мило и так приятно х)
Taiklot 
00:28 07.01.19
Vi May, таки поздравляю) теперь будешь по-настоящему заниматься станковой живописью, кто подарил - практически вручил билет на поезд дальнейшего твоего следования по художественной стезе. теперь не открутишься) у меня немного другая живопись, но рулоны бумаги и свитки занимают просто кучу места, однако все терпят) За детали - спасибо, это же тоже часть пути. Про китайцев не рассказываю уж пару постов, но они пока и не встречаются на этих глухих тропах ХД
Vi May
00:20 07.01.19
Огромнейшее спасибо за новые знания! Я ведь не знала, что раньше рисовали на шелках))) А уже потом появилась бумага... За кисти вообще отдельное спасибо!!!!!! Ах да, и можешь меня поздравить) Мне подарили мольберт... настоящий) Муж такой: "Ну и что это за деревяшки? Зачем они тебе надо?")))))))) Ой, и мне так понравились все детали, все те мелочи, что ты вплетаешь в повествование! Смотрю такая: Рили жёлуди))))))))))
Taiklot 
00:18 07.01.19
Vi May, спасибо) да бояться там и нечего особенно, это просто индивидуальные особенности каждого) а место энергетически насыщенное. глаза у меня, и правда горят, как вспоминаю) С Рождеством!)
Vi May
00:15 07.01.19
Горы, вот всё это великолепие пронизывает даже сквозь экран через фотографии. Как же хорошо там, именно там! Уверена, что тоже влюбилась бы в этом место! И не побоялась бы, полезла)
Vi May
00:14 07.01.19
Так тепло и уютно у тебя! Кстати, с Рождеством!!!!!!
Taiklot 
17:50 06.01.19
KimDeSoul, радостно, радостно!
Taiklot 
17:49 06.01.19
Maya8, вот я по этой дорожке и бегал туда-сюда и днём и на закате, в одиночестве. Ну и слышал гудение энергий на заставе в полной тишине. Ух, спасибо, за впечатления, менестрель!)
Taiklot 
17:48 06.01.19
константин1977, спасибо, бро, за ссылочку. Интересно. Круглые крыши - это не случайно. Круг - символ неба. Поэтому у них столько храмов с круглыми крышами. *** Сопки такие кажутся даже на ощупь мягкими, это как раз старался на своём рисунке передать) И, конечно, соглашусь по тому, что дух захватывает.) *** Пустыня Гоби - это круто. Для меня одним из самых ярких и воодушевляющих впечатлений жизни был восход солнца в соляной пустыне Туниса. Ощущение, что слёзы текли прямо из души, а не из глаз. Хотя их глаз не текли, не настолько я экзальтирован) Песня духа! В этом было столько грандиозности...
KimDeSoul
15:35 06.01.19
ухх... дух захватывает! красотища.
Maya8
14:25 06.01.19
Taiklot, спасибо. Интересно сходить с тобою в горы, по пути слушая лекции о живописи, бумаге и кистях. Природа великолепна. Застава классная. Обратный спуск - вот эта дорожка - очень живописно, уходить не хочется... Закат в горах, и чернильная тьма, когда обострен слух - ааа, круто! Конечно, такие впечатления будят зверский аппетит. Но глаза, вижу, ярко сверкают диким счастьем, а значит, всё сделано верно)
константин1977
13:37 06.01.19
Тай, большое спасибо за очередной интересный пост о Китае! На этот раз твое и мое воображение полностью поглотили горы. У тебя на фотографиях они очень неплохи, хоть и не высоки и без снежных шапок)) В реале, конечно, как я полагаю, все это выглядит очень круто, и я понимаю, что фотография не может в полной мере передать всей красоты увиденных тобою пейзажей. Но, все равно, у тебя есть отличные виды гор в тумане, очень красивые пейзажи гор уже без тумана, но в зеленом одеянии с видами, уходящими за горизонт - это шикарно, вот он центр мира и красоты) Когда-то такой эффект я видел, когда проезжал в поезде пустыню Гоби в Монголии - сотни и тысячи сопок, исчезающих в горизонте, а вверху над ними тысячи белоснежных облаков, и все это в одном взгляде, фантастика) Также у меня было такое место в Пекине, которое, конечно, гораздо скромнее чем твое, но все же может впечатлить своими храмами и небольшими горами, покрытыми буйной растительностью - буддистский храмовый комплекс Бадачу https://ru.wikipedia.org/wiki/Бадачу, храм спящего Будды и ботанический сад, расположенные на западе Пекина. Я тоже когда-то влюбился в эти места, в храмы, расположенные в горах, в гроты, где можно найти небольшую статую Будды и загадать желание, а также свою особенную атмосферу мира, спокойствия и гармонии) Спасибо, что напомнил мне об этом, и я рад, что есть место, которое оказало на тебя такое влияние) Теперь это твой второй дом, где ты сможешь, наверное, почувствовать что-то теплое, душевное и ностальгическое при возвращении туда снова.. Спасибо за очередной экскурс в историю китайской живописи, бумаги и кистей, это было очень интересно читать)
Taiklot 
11:13 06.01.19
Разлюли_моя_малина, спасибо) в принципе, если знаешь, куда идти, то не сильно страшно) но я не очень темноты боюсь в принципе, и леса тоже, уж сколько ночей исхожено в юности по тёмным лесам)) хотя вероятность выхода медведя тоже высока) А змеи на высоте водятся, я показывала фотки, ползают по дорожкам - очень много. медведей нет *смеюсь* инь-янь можно проверить по дате рождения)
И ещё один замечательный пост! Одному в горах ночью страшна(( как ты не побоялась? Я вот всегда думаю, что ночью в лесу на меня кто-нибудь выскочит (потому что реальность этого достаточно высока). Интересно, а живут ли на такой высоте змеи? Медведи точно не живут.)) Я тоже, наверное, Янь, потому что чахну без солнца, хотя и туманы очень хороши, но - вот полюбовался, и солнышко подавай!))
Taiklot 
02:08 06.01.19
Дarа, да, китайцы в этом плане молодцы, где можно дорожки - там дорожки - и неча тут) обустраивают, облагораживают. Ходят в горы часто и массово, так что для себя же стараются. Жму руку любителю азиатской живописи. и спасибо за интерес)
Taiklot 
02:06 06.01.19
Taliyа, это точно)
Taiklot 
02:06 06.01.19
Nóstië , пожалуйста. радостно слышать. Да взобралась бы, там не так сложно, только форму физическую хорошо бы иметь. Ну, если что - помогла бы ) И застава классная, да? Аааа. клаааасная, я знаю!)))) и спасибо за комплеман рисунку. Я пока больше скетчи. А вообще потом, может, поделюсь своими скромными достижениями)
Дarа
01:44 06.01.19
Какие изумительные дорожки с перилами. Так по горам можно ходить! И восточная живопись очень нравится, больше, чем вся остальная. Спасибо, Taiklot, ты как всегда нас радуешь.
Taliyа
22:23 05.01.19
какая красота
Nóstië
21:50 05.01.19
Taiklot, спасибо тыщу раз) Про бумагу интересно. Да всё интересно. Застава изумительная правда. А перила, как часть ландшафта. Туманы бесподобны, но как здорово под солнышко вернуться, почувствовать землю под ногами и увидеть все эти жёлуди, листочки, сосны. Когда открыла "воооон на ту)))" - дух перехватило. Вряд ли взобралась) И представляю, как хорошо вернуться из темноты в тёплую компашку. Всё хорошо - в меру) Ночь и луна на фоточке - даже не верится, что в такой темноте ты бродила совсем одна) Вот там, где "невозможная благодать" - застава между скалами - скалы будто храмы. Рисунок твой заценила) Надеюсь уже побольше твоих картин увидеть. Столько впечатлений должно быть!)
Taiklot 
21:30 05.01.19
Nóstië , кажутся, но на время. Ты же знаешь, я - ЯНЬ. Ты - ИНЬ, наверняка. Туманы иссушают меня) Но это не значит, что мне не нравится) я уверен, ты была бы в восторге!) а серость нашенская - нууу, это немножко другое, и тут абсолютно соглашусь, угнетает.
Nóstië
21:24 05.01.19
Taiklot, открыла фоты остальные с туманами и ахнула) не кажутся эти туманы манящими?) мне бы крышу снесло, хоть на секунду))) дальше - солнце! А вот солнца у нас с октября не было. Уже малость придавливает серость да еще дни короткие.
Taiklot 
21:06 05.01.19
Nóstië , серо-голубой, да)
Nóstië
21:05 05.01.19
Taiklot, н-даа, и цвет. может у меня монитор) но этот сероголубой, первая фотка потрясающая. Потепаю дальше)
Taiklot 
20:47 05.01.19
Nóstië , с высоты шестисот метров) нет, не из отеля, просто из гротов) Вот такие туманы, когда они уходят, чувствуешь их... собранность?)
Опубликовано: 05.01.19
Комментариев: 39
Пожаловаться на содержание поста
Меню