Итак, наш отдых и творческие изыскания в горах Циюньшань продолжаются.
Несколько дней нас укрывали туманы, но вот, однажды утром… словно пена отхлынувших морских волн, туманы растеклись по долинам и растворились меж гор…
И выглянуло солнце, залило всё яркими красками, вдохнуло в старые иньские горы энергию янь.
Стало жарко по-летнему - и мы снова разделись до футболок и полезли в горы.
Я так прям ваще ожила.))) Снова шашку да коня – и на линию огня. В авангард.
Маршрут лежит через дальние горы, много спусков-подъёмов и прекрасных видов.
Много мы уже узнали про живопись, базово. Пока лезем, повторю несколько собирательных тезисов:
И начнём с того, что традиции китайской живописи существенно отличаются от западных канонов уже хотя бы тем, что при создании картины не требуется соблюдения законов перспективы или изменения тона в зависимости от источника света, не требуется формального сходства изображаемого предмета с натурой. Картина воспринимается как иной мир, где чётко видно гармоничное слияние личности художника и окружающего мира.
В китайской живописи идейное содержание преобладает над формальным сходством, двигаясь от сложности к простоте. Даже образующаяся на картине пустота в том или ином контексте несёт определённый смысл. Например – при изображении гор пустое пространство вокруг них воспринимается как туман или облака. А пустота вокруг золотых рыбок это вода.
Одна из отличительных особенностей китайской живописи – использование каллиграфических надписей и специальных красных печатей, которые воспринимаются как часть картины. Без них она кажется незавершённой. Самая простая надпись состоит из имени художника и даты написания картины, более сложная - поэтической строчки или высказывания. В каллиграфической надписи часто упоминается имя того, для кого написана картина или событие, предшествовавшее её написанию. Без личной печати картина считается незаконченной .Китайские художники владеют, как правило, тремя искусствами – живописью, каллиграфией и резьбой печатей.
Тааак, приостановились отдышаться.
Вооон, на ту гору нам надо!)
Погнали.
Ох, ну посмотрите, что за перила. Брутальные – просто пипец! Залипла. А как гармонично они смотрятся в контексте, а!
Разные диковинные растения попадаются.
Такие прям жёлуди-неразлучники)))
Вот, к примеру, листья, как глянцево-пластмассовые на вид, а на ощупь – приятные, гладкие, твёрдые, но живые.
Цветок с высоченного куста чая.
Шершней там – тьма.
Как рисовали и о чём, мы более или менее поняли.
А вот – на чём и чем. Ещё и не рассматривали подробно.
Так вот:
Также в древние времена в Китае ценнейшими атрибутами живописца, каллиграфа, ученого считалась кисть, бумага, тушь и тушечница. Их так и называли: «Четыре драгоценности ученого» или «Четыре драгоценности рабочего кабинета» Без этих предметов не мог состояться ни один образованный человек тех времен. К выбору этих письменных принадлежностей каждый художник и каллиграф подходил с особым трепетом и вниманием, ведь от них во многом зависел конечный результат работы и творчества.
Давным-давно, когда ещё бумагу не изобрели, для записи использовали различные предметы, такие как кости, деревянные дощечки, бронза, камень, стебли бамбука, шёлк. Бамбуковые таблички, шириной 10 см, соединялись веревками в связки неудобные и громоздкие. Для своей работы художники в Китае обходились шёлком, он был гладкий и легкий, но он был невероятно дорог и со временем уступил лидерство бумаге. Бумагу делали ещё лет за 200 до нашей эры из отходов шелка, и поэтому она похожа была больше на ткань, впрочем, и пользовались ей как оберточным материалом. А вот настоящую бумагу, как сообщают китайские летописи, была изобретена служителем императорского гарема Цай Лунем в 105 году уже нашей эры. Он придумал рецепт изготавливать бумагу из волокнистой внутренней части коры шелковичного дерева. Процесс изготовления постоянно совершенствовался, постоянно расширялась рецептура изготовления. Позднее секреты изготовления попадают в Японию, потом в Корею. Китайские торговцы передали секрет арабам, а те в свою очередь привезли его в Испанию, а от туда искусство изготовления бумаги разошлось по всему миру.
Обычай называть бумагу рисовой, в соответствии с составом ее сырья, появился у европейцев, китайцы же эту бумагу называют сюань по месту, откуда она родом.
Бумага сюань является исконно китайским материалом, который традиционно использовался для китайской живописи и каллиграфии. Производство бумаги берет свое начало со времен династии Тан (618—907 гг.)
Процесс изготовления китайской бумаги по технологии исключает наличие клеевой смеси, поэтому она рыхлая и легко рвется, а еще очень стойкая против плесени и насекомых. Если посмотреть на просвет, то можно заметить её неоднородность. Сейчас имеется большой выбор бумаги, которая предназначена исключительно для китайской живописи и каллиграфии. Чаще всего художники и каллиграфы используют именно бумагу «сюаньчжи». (см. выше) Она обладает хорошей водопроницаемостью и, соответственно, восприимчивостью к туши. Бумага «сюаньчжи» делится на два вида это обработанная и сырая. Сырая, как уже ясно из классификации, не проходит обработку, имеет хорошую впитываемость и подходит для живописи в стиле се-и (буквально се - «писать», и - «значение» или «идея»). То есть для письма грубой кистью в свободной манере.
Обработанная бумага "сюаньчжи" подвергается воздействию различных составляющих рецептуры и обладает хорошей влагоустойчивостью. Обработанная "сюаньчжи" подходит для живописи в стиле гун-би (гун - «тщательное» или «изящное», би - «писать» или инструмент письма). Эта техника тщательного и точного воспроизведения деталей и четкой прорисовки элементов изображения.
http://пурпурный-город.рф/o-kitajskoj-zhivopisi-gokhua
В 1945 г. в гробнице периода 441 г – 221 гг. до н.э. была обнаружена первая картина на шёлке с изображением людей, животных, мифологических существ – драконов и фениксов.
Самая ранняя работа по шёлку из всех, обнаруженных в Китае, имеет 30 см в дину и 20 в ширину.
Конечно, это говорит о том, что китайцы были знакомы с владением кистью задолго до появления настоящей бумаги.
В 1964 г. была обнаружена первая картина, написанная на бумаге (ну вот на её переходном виде), датируемая периодом Цинь (206-220 гг. до н.э.) Эта находка является репрезентативной для развития китайской живописи на бумаге.
Лезем вверх. Крутенько, однако. Горячий воздух поднимается от камней.
А вот нас встречают китайские мудрецы и полководцы.
Бамбуковая пушистая рощица)
Лишайник на камне. Сам – как картина на природном холсте. Облака.
Теперь о любименьком моём – о кистях!)))
С древнейших времен наибольшей ценностью для мастера, творца, да и для простого ремесленника был его инструмент. Для скрипача — скрипка, для резчика — лобзик, а для художника — кисть. Древняя китайская живопись и каллиграфия отличается разнообразием и особой, восточной утонченностью линий. Именно причудливым сплетением простейших линий и создавались в древности и создаются сейчас шедевры китайской живописи. Одной из главенствующих составляющих для создания картины в китайском стиле, кроме навыков и таланта, является кисть.
В Древнем Китае изготовление кистей было таким же кропотливым и сложным занятием, как и каллиграфия — кисть создавалась в семьдесят этапов, стоила дорого, поэтому купить кисти мог далеко не каждый. Традиционная кисть должна быть очень упруга, с аккуратным острым кончиком. Волоски не должны быть растрепаны, а сама кисть должна быть округлой формы. Специфика изготовления настолько уникальна, что даже в наше время невозможно механизировать этот процесс полностью — для придания изделию завершенного вида пучок вращают во рту языком, чтобы придать округлость и упругость.
Кисти бывают разных размеров - от тоненьких в несколько волосков контурных кистей для техники гунби (в пер. "работа кистью" или "тщательная кисть") до огромных с длинными ручками, которыми можно писать иероглифы или рисовать стоя, ощущая особую амплитуду работы с кистью, задействуя в процессе практики все тело.
По степени жесткости кисти бывают мягкие, жесткие и комбинированные.
Мягкие (в большинстве случаев используется ворс козы, "янхао") позволяют делать красивые пятна - лепестки цветов, листья, горы на дальнем плане, используются также для тонирования изображения в пейзажах.
Жесткие кисти (обычно с темным ворсом, "ланхао", это может быть волк, барсук, кролик, конский волос и т.д.) идеально подходят для рисования веток, стебельков, контурных линий. Однако, кистями большого размера с тем же успехом можно рисовать листья, лепестки и использовать для тонирования. Тут уже речь идет о личных предпочтениях художника и тех спецэффектах, которых можно достичь, используя тот или иной тип ворса.
Я использую кисти из ворса жёлтого волка. И комбинированные. Из козы и волка.
Вот мой наборчик)
Сушить такие кисти надо только в подвешенном состоянии.
Тааак, ну вот, залезли на вершину. Ладненько, об остальных принадлежностях учёного китайского мужа поговорим позже.)))
Недавно в этом гроте сделали поручни. Раньше не было – прикиньте - какой стрём. Но даже сейчас – не все решились туда идти, больно наклон крутой.
Я, сенсей и одна женщина всё-таки залезли и расположились на камнях. Немного посозерцали красоты, послушали музыку ветра и долины и занялись скетчингом.
Вот в итоге – такой у меня рисунок получился)
Спускаемся по другой стороне горы. А здесь сделана дорожка.
Из плит, положенных на вбитые в скалу сваи. Вот так, глядите.
И снова сосны)
А вот это «ЗАСТАВА ПУРПУРНЫХ ОБЛАКОВ».
В общем, теперь это одно из самых моих любимых мест в горах Циюньшань. Ну вот что-то так невозможно зацепило. Эта мощь на высоте, среди вершин, огромная лестница, зажатая меж камней застава, или наоборот – не зажатая, а раздвигающая скалы.
Место гудит энергией. Стою – подзаряжаюсь. Смотрю на этот дивный вид, слияние человеческого творения и природной красоты.
Прохожу через заставу, смотрю с другой стороны. Нет, ну невозможная благодать.
Честно говоря, так не хотелось покидать это место, что вернулась и полюбовалась на закат в одиночестве.
Жаль, что были облака, но даже так – просто полёт души по пурпурным небесам.
Одному в горах – это непередаваемое ощущение. Просторы словно протягивают через тело струны, по которым бежит, искрясь, энергия. Ты начинаешь слышать не только внешние звуки, но и внутреннюю вибрацию.
Засмотрелась, а закат наступает быстро. Вот спустилась я чуть ниже - а солнце и исчезло за горами. И мир погрузился во тьму.
Я иду по дорожкам, ориентируясь по запахам и звукам. Ночная дорога, известная и понятная днём, ночью превращается в тропу тайн, которые отгадываешь совсем иным чутьём.
Реально, не видно, куда ногу ставить. Вот справа – повеяло ароматом чайных кустов, слева загудела электрическая будка. А через какое-то время я погрузилась в облако из запаха спиленной древесины – да, утром здесь действительно пилили сосны.
А вот сзади – топ-топ-топ… поворачиваю голову. Звук приближается – топ-топ-топ… Но никого нет. Топ-топ-топ…
Я останавливаюсь. Пусть обгонит, раз надо.
ТОП-ТОП-ТОП…
Звук меня обогнал, это верно. Но больше – никого.
Я улыбаюсь.
Помните, говорила, как странно ходят звуки в горах – по дорожкам.
Вот так и чьи-то шаги мимо меня пробежали, а, возможно, это отдалённое чуханье поезда где-то за вершинами.
Качаю головой.
Надо же.
Двигаюсь дальше на ощупь.
Но не могу не остановиться и не посмотреть на огромную, какую-то чуть красноватую луну в чернильном небе.
Кстати, почему-то ни разу не подумалось о змеях ХД
Но, наконец, я вхожу в горную деревушку, пробегаюсь по тёмным, вымершим улицам и улавливаю голоса на балконе под навесом – наши садятся за ужин, бряцают чашками и палочками.
- Где же Тай? - слышу снизу и улыбаюсь.
- Да уж за Тай-то не беспокойтесь! Эта точно не пропадёт!
Ну лаааадно, друзья! РРРР! Вот щас поднимусь и наваляю всем!
Поднимаюсь, все смотрят со смехом и всё-таки с некоторым облегчением.
Я подмигиваю - и все зовут за тёплый стол.
Как всё-таки хорошо быть в кругу света и… поесть!
На этом сегодня всё.
В следующий раз ждёт нас новое путешествие в даосские пещеры, поэзия, музыка деда Вана и много солнца с потрясающим закатом!
До встречи!
Комментарии (39)
22:20 29.11.19
21:51 29.11.19
00:07 16.01.19
00:03 16.01.19
14:06 12.01.19
22:07 07.01.19
22:00 07.01.19
00:51 07.01.19
00:48 07.01.19
00:43 07.01.19
00:33 07.01.19
00:28 07.01.19
00:20 07.01.19
00:18 07.01.19
00:15 07.01.19
00:14 07.01.19
17:50 06.01.19
17:49 06.01.19
17:48 06.01.19
15:35 06.01.19
14:25 06.01.19
13:37 06.01.19
11:13 06.01.19
05:11 06.01.19
02:08 06.01.19
02:06 06.01.19
02:06 06.01.19
01:44 06.01.19
22:23 05.01.19
21:50 05.01.19
21:30 05.01.19
21:24 05.01.19
21:06 05.01.19
21:05 05.01.19
20:47 05.01.19