Путешествие продолжается Прага, Часть1



ПРАГА, удивительный по своей красоте и самобытности город с богатой историей, городскими легендами, и замечательной атмосферой.

"Древнейшие находки показывают, что территория нынешней Праги  заселялась еще в каменном веке. Однако первые исторические сведения об этой местности относятся к IV-V вв. и связаны с появлением здесь славянских племен.

Примерно три столетия спустя они поселились на территории современных Градчан,
и с этого события Прага начинает отсчет своей истории.Князь Боржевой (850-895) из племени Чехов построил на незаселенной высоте над рекой Влтава деревянный замок (позднее был сложен из камня), который стал после 870 года главным местом правления династии Пршемысловичей.
***
Пржемысло́вичи (Пршемысловичичеш. Přemyslovci) — первая княжеская и королевская династия в Чехии, получившая название по имени её легендарного основателя Пржемысла, крестьянина-пахаря из села Стадице, и Либуше — княжны-предсказательницы. Династия существовала от исторически подтвержденного 872 года до 1306. В 1198 году князь Пржемысл Отакар I стал чешским королём и получил право передавать этот титул по наследству.Наиболее известные представители Пржемысловичей: Пржемысл Отакар I (король в 11981230), Вацлав I (правил в 12301253), Пржемысл Отакар II (12531278), Вацлав II(12831305). Пржемысловичи были первой и единственной по происхождению чешской правящей династией. В дальнейшем, за исключением короля Йиржи из Подебрад, все короли на чешском троне принадлежали к нечешским династиям.




В первой половине X века на противоположном берегу Влтавы был построен другой замок (Вышеград), и на какое-то время он заменил Градчаны в качестве резиденции правителей. Между этими двумя замками и стал постепенно вырастать город."

Действие преданияпроисходит в сердце чешских земель, в районе Праги. Козьма в своих летописях
повествует, что гордые девушки, и без того сами выбиравшие себе мужей,желая еще большей свободы, «воздвигли себе град, защитой которому служила
природа, и дали этому граду название Девин». Оскорбленные этим чешские юноши,
«собравшись еще в большем числе, выстроили неподалеку град на другой скале
среди чащи, на расстоянии не более чем звук рога». Этот град назвали Храстен,
«чаща», но после он получил название Вышеград. Между градами то и дело разгоралась
война — причем девушки брали хитростью и обманом, а юноши храбростью. Однажды
стороны собрались на трехдневный мирный пир. В конце первого дня, когда
воительниц отяготило выпитое вино, один из юношей подал сигнал рогом. После
этого «каждый тотчас похитил по девушке». Наутро между сторонами заключили мир.
Из Девина вынесли все припасы и предали его огню.

             Далимил  существенно расширил повествование Козьмы. Источником хронисту и поэту
XIV в. послужили народные сказания, отчасти дожившие до нового времени. Согласно
версии Далимила, девушки домогались не просто свободы, но княжеской власти длясвоего пола: «чтобы девка землею владела, а мужи о полях радели». В граде
Девине они провозгласили княгиней одну из своей среды — Власту. Власта якобы
призвала всех женщин подчинить «бородатых козлов», не допуская их на ложе и ни
в чем им не повинуясь. Многие девушки бежали из отчих домов и собрались в Девин
к своей княгине. Власта разделила свою девичью рать на три части. Мудрым «град
поручила, в совете сидеть учила», красивых наставляла в коварстве, а остальным
велела выезжать в поле и бить мужчин, «как псов». Дошло до того, что дочери
поднимали руку на отцов. Мужчины выступили в поход на Девин. Чтобы объяснить
отсутствие в нем Пржемысла, Далимил вводит несколько наставлений мудрого князя,
предупреждающего от женского коварства и отказывающегося идти в поход. Рати
мужчин и дев сошлись на Божище за будущим Вышегродом. Поэт вкладывает в уста
языческой княгини выспреннюю речь, в которой она поминает амазонок и Александра
Македонского. «Бей каждая брата и отца своего!» — призывала Власта своих
воительниц. В начавшемся сражении погибло три сотни мужей, и их войско
потерпело поражение. Вместе с Властой отличились сражавшиеся рядом с ней
девушки, которых Далимил исчисляет поименно — «Млада, Хода и Светава, Врачка,
Радка и Частава».


Спустя полгода послепоражения мужчины, не смея более нападать на Власту, и выстроили Вышегрод.
Возвели его будто бы за одну ночь, опасаясь нападения. Власта же велела женам
убивать собственных мужей на ложе — но не все в конечном счете повиновались ей.
Затем Далимил описывает, какими именно хитростями обитательницы Девина изводили
мужчин. Например, однажды они выманили их из вышегродского «хлада» лучшими
красавицами — и перебили много «добрых юношей».

Среди прочего говорится ио гибели Честирада — несомненно, в первоначальном предании именно он, а не
Пржемысл, выступал как князь Вышегрода. Желая заманить Честирада, девинки
избрали из своей среды красавицу Сарку и оставили ее связанной в лесу, а рядом с
ней — рога и сосуд с медом. Честирад, проезжавший там, увидел девушку и
кружащих над нею воронов — предвестие собственной смерти. Сарка назвалась
дочерью пана из Оскорина, которую в Девин забрали насильно, а теперь бросили,
ибо она якобы не хотела следовать «их злобе». Честирад освободил пленницу. Она
попросила его остаться и проводить ее к отцу. Честирад согласился, пока же со
своими дружинниками слез с коня и принялся пить со спасенной оставленный
девинками мед. Напившись, мужчины стали трубить в рога, — невольно давая
знак сообщницам Сарки. Те, прискакав на своих конях, перебили всех мужей, не
успевших даже взяться за мечи, а Честирада посадили на кол перед самыми стенами
Вышегрода. Место его гибели получило название от имени Сарки.

После гибели Честирада Власта была признана княгиней почти по всей земле. Она велела всем
новорожденным мальчикам отныне выкалывать правый глаз и отрубать палец на
правой руке, «чтоб мечи не могли держать, а за щитом не могли видеть». Вышеград
продолжал, однако, стоять. Теперь Далимил вновь вводит Пржемысла, чтобы дать
мужчинам последний мудрый совет. Именно он (чего у Козьмы не было) советует им
выманить жительниц Девина предложением мира.
Однако история у Далимила, после
всех описанных им кровавых распрей, отличается и окончанием. Умысел мужчин
состоял том, чтобы побить врагов поодиночке. Заманив и пленив сильнейших
воительниц Девина, они затем вызвали Власту и ее оставшуюся дружину на битву.
Власта, исполненная неразумного гнева, двинулась на Вышегрод. Но, ворвавшись в
ряды врагов, она погибла. После этого началось истребление ее войска — две
сотни пало на поле, затем мужи ворвались в Девин и продолжили избиение там. Так
с мятежом дев было покончено, и град их разрушен.

      Далимил заканчивает повествование возвращением законного правителя Пржемысла на престол — хотя у
Козьмы, как уже говорилось, Пржемысл в этой связи и не упомянут.

Ясно, что имена Власты иЧестирада связывались народной памятью именно с этими событиями. Ясно и то, что предание бытовало в разных вариантах, и то, что пространная версия Далимила,
полная ратных дел, — более поздняя, скорее эпическое сказание, чем
собственно «историческое» предание. Впрочем, грань между эпосом и преданием в
средневековье довольно узка и вполне проницаема. Повествование о необычных
событиях древности явно захватывало воображение средневековых писателей — и у
каждого не обходилось, конечно, без сравнений с амазонками. Это еще больше
затемняет основу — ведь яркий образ из классического мифа неизбежно заслонял
собой подлинное первобытное сказание.
Ясно, что само рождение предания вызвано условиями «патриархального переворота», особенно остро
пережитого чехами и хорватами. В обществе последних допускалась передача власти
дочерям, что ясно из всех преданий о Кроке или Краке. Реально ли восстановить исторические
события, лежащие в основе предания о градах Девин и Вышегрод?
 

"Пражский град опирался на посад, который во время его возникновения был уже довольно плотно
заселен. До конца X века жизнь посада сосредоточивалась непосредственно под
Градом, но в XI веке его центр переместился на правый берег реки. В 1091 году
упоминается рынок на правом берегу Влтавы (на месте теперешней Староместской
площади), ставший ядром новых поселений. Здесь сходились дальние торговые пути:
восточная дорога, ведущая в Баварию, лужицкая и сербская дорога. Примечательно
было то, что неподалеку от рыночной площади был основан княжеский двор -- Тын,
используемый и как таможня, и для охраны приезжавших сюда иноземных купцов.

В слободе, которая примыкала к рыночной площади, люди занимались главным образом торговлей, а также ремеслами. Продовольствие и другие сельскохозяйственные продукты поставляли окрестные поселки и деревни." В конце XII века Прага была уже хорошо известна итальянским и французским купцам. А позже  даже боролась с Парижем за  звание столицы Европы наравне  , но этой мечте не суждено было сбыться и город стал периферией Европы на долгие века.  Что позволило сохранить Праге некую самобытность и индивидуальность.
***


Где бы вы ни поселились в этом городе, вы наверняка сможете жить недалеко от исторического центра.
**


Ну или быстро до него добраться, ведь у Праги их несколько: Старо место, Ново место, Вацлавская площадь, Градчаны, Вышеград. С древности это были разные поселения, но со временем они соединились в один большой город. 

Основной транспорт по центру это ваши ноги и трамваи вам в помощь. Есть даже специальные ночные маршруты.
***










Первое предложение строительства метро в Праге выдвинуто Ладиславом Роттом в 1898 году, вскоре после открытия будапештского метро. Метрополитен отчасти спроектирован ещё в 1920-е годы, подготовительные работы велись как до войны, так и в конце 1940-х годов, однако строительство началось лишь через 40 лет в 1966, причём вначале как трассы подземного трамвая.

В 1990 году, после «бархатной революции» в ЧССР, 12 станций, названия которых несли революционную, коммунистическую или советскую символику, были переименованы с учётом отражения местных топонимов.Часть метрополитена серьёзно пострадала во время наводнения в августе 2002 года. Движение по всей сети было открыто в марте 2003 года, восстановительные работы продолжались вплоть до 2004 года.

Но будьте внимательны, стоимость проезда в них отличается от дневной, у них свои номера, маршруты и тарифы.Недаром их в Чехии  делают. Есть ещё метро, очень удобное, самое родное для нас из всей заграницы, с очень понятными и удобными схемами. Там для иностранцев всё разными цветами обозначено, даже переходы помечены. Заблудится просто не возможно. Единственное, билетами надо озаботиться заранее, после 6 вечера их можно купить только в автоматах за мелкие деньги. 

По Чехии вообще легко и удобно путешествовать самим. Понятные и удобные схему железных дорог, да и люди на местах ответят вам скорее на русском, чем на английском. Практически в любом экскурсионном городе или месте можно найти русские экскурсии или русского аудио гида. 


да и сама страна не большая, можно легко доехать с одного края к другому

Если вы любитель готической архитектуры, то лучшего места для путешествия трудно придумать. Несмотря на годы, войны, бомбардировки, Старый  город практически сохранил свой средневековый вид с кривыми улочками, булыжными мостовыми и огромным собором. Более поздние барочные постройки лишь подчеркивают готичность старых зданий. Но есть и вполне новые современные строения. Такие, как танцующий дом. В одном из исторических центров сохранилась небольшая площадь, где уютненько примостились друг к другу здания разных архитектурных стилей. От романских до неоготических 
танцующий дом






спальные районы, такие же, как и везде






 В этом городе родились ,  жили или работали такие знаменитые личности, как

Иоганн Кеплер (Johannes Kepler) - известныйнемецкий астроном, математик, астролог и оптик. Великий ученый появился на свет
в городе Вайль-дер-Штадт в 1571 году. Он прославился благодаря открытию законов
движения планет Солнечной системы, на основе которых были составлены планетные
таблицы. Впоследствии, они были названы законами Кеплера.

В 1600 году астроном ТихоБраге предложил Кеплеру стать его помощником в Праге. Кеплер должен был
заниматься астрономическими вычислениями. После того, как Браге умер, ученый
стал его преемником в этой должности. В результате длительных изучений данных
астрономических наблюдений, ученый сформулировал законы движения планет,
которые стали основой теоретической астрономии.



Ян Гус  (Jan Hus) родилсе в 1369 году в городеГусинец, Южная Чехия. Нужно сказать, что не зря ему присвоили такие почетные
звания, как национальный герой, мыслитель, идеолог Реформации, потому как Гус
был очень умён. В 1396 году он закончил Пражский университет со степенью
магистра искусств, после чего продолжил работу, читая лекции. Спустя четыре
года, в 1400 году, Ян Гус приняв священство и стал деканом факультета
философии. Паралельно началась и проповедческая деятельность, которая повлияла
на дальнейшие события.Так, в 1401 году он начал читать проповеди в костеле
Святого Михаила, а уже через год он занял должность настоятеля и проведника в
частной Вифлеемской часовне в Старом городе Праги, где он читал проповеди, на
которые собиралось до 3000 человек. Ян Гус в своих речах затрагивал не только
проблемы повседневной жизни, но и настойчиво критиковал бюргеров, феодалов и
клир. Несмотря на то, что в его речи можно было услышать негативный отзыв о
церкви, Гус относил себя к церковнику, который не только вскрывал недостатки
людей, но и служил на благо церкви.Интересно, что когда произошел раскол в
римско-католической церкви, Гус, под влиянием трудов английского реформатора
Джона Виклифа, сохранял нейтралитет, поэтому в своих проповедях высказывал
мнение, координально отличавшееся от официальной политики Католической
церкви.Если заглянуть в Википедию и посмотреть что проповедовал Гус, то можно
увидеть следующие его мнения:
  • Нельзя взимать плату за таинства и продавать церковные должности. Священнику
    достаточно взимать небольшую плату с богачей, чтобы удовлетворить свои
    первейшие жизненные потребности.
  • Нельзя слепо подчиняться церкви, но нужно думать самим, применяя слова из
    Священного Писания: «Если слепой поведёт слепого, оба упадут в яму».
  • Власть, нарушающая заповеди Бога, не может быть Им признана.
  • Собственность должна принадлежать справедливым. Несправедливый богач есть вор.
  • Каждый христианин должен искать правду, даже рискуя благополучием, спокойствием и
    жизнью.

Ян Гус считал справедливыми свои суждения, поэтому старался донести их до
каждого. Таким образом, по его приказу стены Вифлеемской часовни были расписаны
рисунками, где можно было увидеть наглядное подтверждение его учениям; Гус
сочинил несколько песен, которые сразу же стали известными в народе, а после
провел реформу чешского правописания, которая способствовала пониманию книг
среди простонародья.

Имя Яна Гуса широко известно и в мире филологии. Именно он стал автором труда
"Чешская орфография", где он смог сделать невозможное - каждый звук
передать отдельное буквой, разработав диакритические знаки.


После проведения дискуссии об учениях Виклифа, где участвавали его сторонники -
архиепископ Праги, пригласивший Гуса выступить, и, другие лица, было оказано
сильное влияние духовенства, что заставило главу католической церки отказаться
от поддержки Гуса.
В этот же промежуток времени были арестованы и обвинены в ереси друзья -
сторонники Яна Гуса - Станислав из Знойма и Стефан Палеч, которые в дальнейшем
отказались от прежних убеждений.В 1409 году папа Римский издал буллу -
средневековый папский документ со свинцовой печатью, в котором был отдан приказ
архиепископу предпринять карательные действия против Яна Гуса. Таким образом,
все проповеди Гуса были под запретом, все книги, намекавшие на реформу были
собраны и сожжены.
Несмотря на решение папы, власти были на стороне национального героя чешского
народа, что поспособствовало росту его влияния среди горожан. Осенью 1409 года
были запрещены проповеди в частных церквях, в том числе и в Вифлеемской
часовне. Ян гус отказался выполнять приказ и подал аппеляцию к Христу.В 1411
году Яна Гуса обвинил в ереси архиепископ Збинек, что в последствии бросило
тень на университет и короля Вацлава IV, поддерживавшего реформатора. Такое
обвинение оскорбило короля и он издал указ, конфисковать все владения
представителей церкви, которые придерживались мнения Збинека. Архиепископу
пришлось бежать в Венгрию, где он скончался в пути 28 октября 1411 года.

В 1412году началась продажа индульгенций антипапой Ионанном XXIII с целью организации
похода против другого антипапы Александра V. После того, как Ян Гус выскаказал
свое мнение, которое было против индульгенций и против права иерархов сражаться
, антипапа Иоанн наложил на Яна Гуса интердикт- запрет на все церковные
действия и требы. Чтобы интердикт не распространился на всю Прагу, Ян Гус
переехал в Южную Чехию, в город Краковец, где дворянство не подчинялось
решениям папы. Собственно, в Краковце, Ян Гус и продолжил открытую критику как
церковной так и светской власти.В 1414 году в городе Констанце проходил XVI
вселенский собор, который преследовал одну цель прекратить Папский раскол. На
него был вызван Ян Гус, который был под личной охраной императора австрийского
Сигизмунда. После прибытия Гуса в город, выяснилось, что император вместо
нужной грамоты вручил ему самую обычную подорожную грамоту. Яну гусу предъявили
обвинение в ереси и организации изгнания немцев из Пражского университета,
после ченр арестовали и заключили в одной из комнат дворца, где проходил
Констанцский собор. Некоторые сторонники Гуса пытались напомнить Сигизмунду о
данном обещании защитить Гуса, но он отказался от своих слов и не вмешался в
ход событий.
На допросах Ян Гус долгое время не давал никаких показаний, пока ему не
зачитали смертный приговор, который могли привести в исполнение в любое время,
если тот не станет защищаться. После побега Иоанна XXIII в связи с требованием
собора отречься от престола, Гус был передан под содержание константанового
архиепископа, посадившего Яна на хлеб с водой.8 мая 1415 года Сигизмунду была
отправлена петиция от моравской шляхты, в которой было излождено требование
освободить Яна Гуса и дать ему высказаться на соборе. 12 мая этого же года
такой же протест был высказан сеймом Чехии и Моравии , а затем чешским и
польским дворянством, находившимся в Констанце.
Сигизмунду не оставалось ничего, кроме как организовать слушание дела Яна Гуса
на соборе, которое длилось с 5-8 июня. По окончанию слушания, Яну Гусу был
вынесен смертный приговор, который мог быть отклонен, если бы Гус отрекся от
своих убеждений. Стоит лишь прочесть одну фразу Яна Гуса, чтобы понять, почему
он не отрекался от своих убеждений, которая гласит так: "Противоречит моей
совести отрекаться от фраз, которых никогда не произносил."
По окончанию суда, Ян Гус снова апеллировал к Христу.После того, как Гус отправил окончательное письменное послание собору об отказе
отрекаться от убеждений 1 июля 1415 года, через 5 дней смертный приговор был
приведен в действие - Ян гус был сожжен на костре.Говорят, что перед смертью,
когда старушка, подложила хворосту в костер, Ян воскликнул: "О, святая
простота!". Так же легенда гласит и о пророчестве, которое предсказывало
появление великого реформатора, чьи труды будут услышаны (Мартина Лютера).
Перед смертью он сказал "-Я-то - Гусь, а за мной придет Лебедь!"


После казни Гуса, таким же образом был казнен один из его сподвижников Иероним
Пражский.Казнь Яна Гуса стала одним из поводов Гуситских войн, которые не
принесли в коненом счете стране Реформации.В Чехии Яна Гуса чтят, как борца за
национальную самобытность против немцев. Здесь установлены памятники, музеи и
улицы, где фигурирует его имя.

ФРАНЦ КАФКА
Родился Праге 3 июля 1883 года. Его отец былевреем из Южной Чехии, он торговал галантерейными товарами, а мать была дочерью
зажиточного пивовара. Отец знал чешский язык, а мать предпочитала немецкий,
поэтому Франц писал прекрасно на немецком, но и чешским владел в совершенстве.Посленачальной школы и гимназии молодой Кафка поступил в престижный Карловуниверситет, по окончании которого стал доктором права и поступил в страховоеведомство на службу. Там он и проработал до 1922 года на скромных должностях, а
потом по состоянию здоровья вынужден был уйти на пенсию. Еще в 1917 году у него
произошло кровоизлияние в легких, и затем начался туберкулез, от которого и
умер писатель. Случилось это 3 июня 1924 года под Веной, где в то время Кафка
находился в санатории. Похоронен писатель на новомеврейском кладбище



nfant terrible восточной ЕвропыО своих соотечественниках он отзывается так: «Типичный чех уныл и похож на тесто, которое плохо вымесили, но зато хорошо пропитали пивом». Давид Черный известен как одна из самых скандальных фигур в современном искусстве.Впервые он заявил о себе 20 лет назад, раскрасив мемориальный советский танк в розовый цвет. Этим актом художественного вандализма молодой провокатор показал бессилие умирающего коммунизма и провозгласил конец советского владычества в Чехии. Позже он его закопал в землю, виднеется только задняя часть танка.Черный не любит, когда его называют художником, и считает себя обычным скульптором. По собственному признанию, его творческая энергия порождается неутихающим и всеобъемлющим чувством гнева. На публике звезда авангарда играет роль бунтаря и получает огромное удовольствие, шокируя окружающих. Он пугает толерантную Европу своей неполиткорректностью. Черный не стесняется говорить вслух о том, что думает, и едко высмеивает «запретные» темы. В творчестве скульптора Италию символизирует футбольное поле, полное мастурбирующих игроков, Германию – сеть автодорог, пересекающихся в форме свастики, Нидерланды – тонущие минареты, а Болгария изображена в виде турецкого сидячего туалета. Последний образ вызвал большой международный скандал, замять который удалось только путем дипломатических переговоров.Мир абсурда глазами Давида ЧерногоЧего в этом больше, расчета или страсти, знает только сам автор. Как и его знаменитый земляк Кафка, Черный не боится лишний раз напомнить людям о том, в каком абсурдном мире они живут.С его подачи по городской телебашне ползут черные безликие младенцы-великаны, набережную реки Влтава заполнили светящиеся пластиковые пингвины, к стене театра Na Zabradli прикреплен огромный эмбрион, а на улице Яна Гуса прямо над прохожими висит металлический Зигмунд Фрейд. Черный хотел украсить здание Национального театра изваянием золотого онанирующего титана, извергающегося паром, но эта идея оказалась чересчур радикальной и осталась нереализованной.

Несколько лет скульптор прожил в Америке, где добился успеха и провел несколько персональных выставок, но, столкнувшись с еще большим лицемерием, вернулся в Чехию. Свои впечатления он выразил в работе «In God we trust» (строка-девиз из национального гимна США, печатается на каждой американской купюре), представляющей собой склеенное из долларов распятие, на котором висит хрупкая прозрачная фигура.Так кто он?Давид Черный родился 45 лет назад в Праге. Его родители тоже принадлежат к миру искусства: отец – художник, мать – реставратор. В юности будущий скульптор хотел стать инженером. Наверно, из этого желания пошла его любовь к простым геометрическим формам и скупым средствам художественной выразительности. Тем не менее, после окончания школы молодой человек решил поступать в Пражскую Академию Прикладных Искусств, что смог осуществить лишь с третьей попытки.Во время учебы он много выставлялся, участвовал в перфомансах и студенческих спектаклях. Сложно сказать, что сильнее поспособствовало ранней известности: талант или бунтарский дух и провокационный характер его работ. Сначала его называли «чешским Уорхолом», потом «чешским Бэнкси». Сегодня Давид Черный – признанный мастер со своим стилем, чьи легко узнаваемые скульптуры украшают множество музеев и частных коллекций.Художник или бизнесмен?Черный умело балансирует между коммерцией и творческим самовыражением. Критики называют его не творцом, а всего лишь организатором, чей главный талант лежит в области маркетинга, но никак не искусства. Правы ли они, покажет время. Но бунтарь действительно оказался успешным бизнесменом. Открытый им несколько назад центр современного искусства Meetfactory стал центром притяжения творческих людей со всей Европы.Для современной Праги Давид Черный является практически тем же, что и Антонио Гауди для Барселоны. Его скульптуры и инсталляции, которые в основном располагаются на пражских улицах, формируют туристический имидж города. Авторитетный туристический портал провозгласил телебашню, украшенную скульптором карабкающимися стальными младенцами, вторым по уродству зданием в мире, а многочисленные турагентства зарабатывают деньги, организуя экскурсии по местам, где стоят его работы.


Альфонс Мариа Муха (Alfons Maria Mucha) родился 24 июля 1860 года в Иванчицев Южной Моравии в семье судебного чиновника. Кроме его в семье было еще 5 детей. В детстве Муха Альфонс пел в хоре капеллы Св. Петра и Павла В Брно, учился в гимназии. В это время он начал познавать живопись. После окончания гимназии хотел учиться в пражской Академии художеств, но не смог сдать вступительные экзамены. Отец устроил его работать писарем в суд. Свободное время он посвящал искусству. Был актером в любитеском театре, занимался созданием декораций, рисовал афиши, пригласительные билеты.В 1879 году его работы заметили, и Альфонс был приглашен в Вену на должность художника в Каутский-Бриоши-Бургхардт. В 1881 году пожар в «Рингтеатре» уничтожил его мастерскую. Художник уехал в Микулов и там работал над замком графа Куэн-Беласси, а в последствие дворцом Эммахоф под Веной. Граф был доволен его работой и оплатил учебу в Мюнхенской академии искусств.После академии Альфонс учится в Академии Жюлиана, а потом Коларосси. В 1889 году граф прекратил спонсировать художника, и ему пришлось добывать средства к существованию с помощью изготовления афиш, всевозможный рекламных плакатов, визиток и др. Ему был сделан заказ на иллюстрацию многотомной «Истории Германии».В 1894 году он взял заказ на афишу, которая прославила его. Анонс к премьере потряс знаменитую актрису Сару Бернар, которая была в ней занята. Она устроила Альфонса в театр главным декоратором. В то время он и приобрел известность, как создатель этикеток для разных товаров, был дизайнером драгоценностей и многое другое. В 1895 году Муха вошел в общество символистов «Салон ста». В 1897 организовал персональные выставки в городах Европы, а так же Праге. Занялся отделкой павильона Боснии и Герцеговины. В общем он стал известнейшим художником того времени, жил в Париже, США.Вернувшись на родину, он продолжил творить. В 1928 году Муха Альфонс закончил монументальную «Славянскую эпопею» и подарил ее Праге. В то время в городе не было галереи, где бы поместилась она вся, поэтому экспонировалась во Дворце ярмарок, а после воины разместилась в городе Моравский Крумлов.К концу жизни интерес к Альфонсу пропал, его работы сочлись устаревшими. Скончался Муха 14 июля 1939 года от пневмонии.

Ярослав Гашек: борьба с помощью смехаЯрослав Гашек является общепризнанным литературным символом Чехии. Он прожил всего сорок лет, но пережил очень многое, относясь ко всему с неизменным чувством юмора. В своих произведениях Гашек высмеивал худшие черты своего народа и воспевал лучшие. Наверное, поэтому отношение к нему соотечественников было и остается неоднозначным.Во всем мире Гашек считается лучшим чешским писателем XX века. Но многие чехи обвиняют его в том, что в своем известнейшем романе «Похождения бравого солдата Швейка» он создал отрицательный образ нации. Как бы там ни было, придуманный писателем Йозеф Швейк превратился в популярный бренд, который активно используется для привлечения туристов – его круглое лицо и забавная фигура украшают вывески и стены огромного числа развлекательных заведений. А многие здания чешской столицы хранят память о самом Гашеке, ведь большую часть своей насыщенной событиями жизни он провел в ней.Шут и мистификаторЯрослав Гашек (Jaroslav Hašek) родился 30 апреля 1883 года в небогатой пражской семье. Его жизнь – это кутерьма из путешествий, веселых розыгрышей, бурных застолий, драк, проблем с полицией, невероятных афер и, конечно же, труда на литературной ниве. Биографы полагают, что многие факты из жизни Ярослава были выдуманы им же самим, и разобраться, где правда, непросто.Значимым источником информации о жизни Гашека являются полицейские протоколы. Так, сохранились сведения, что он был отправлен в сумасшедший дом после попытки выдать себя за Святого Яна Непомуцкого, продавал вместо породистых собак перекрашенных дворняжек с фальшивой родословной, а также попал на 5 суток в полицию за шпионаж в пользу России.Гашек, война и политикаНе изменила Ярослава Гашека даже война. После зачисления в пехотный полк в 1915 году он остался верен себе: нарушал дисциплину, симулировал болезни, был осужден за дезертирство, а потом сдался в плен российской армии.Следующий период его жизни проходил в Киеве, Самаре, Уфе, Иркутске и других городах разваливающейся Российской Империи. После лагеря для военнопленных Ярослав вел агитацию в пользу Чехословацкого легиона. Но острый язык сделал Гашека врагом для всех – и для австрийской власти, и для чешского национального движения. В результате он стал убежденным большевиком и красноармейцем: принимал активное участие в боях и «красном терроре».Возвращение Гашека на родину произошло в 1920 году. Из-за активной коммунистической деятельности в России от Ярослава отвернулись многие друзья, и он переехал в Липниц.Ушел из жизни Ярослав Гашек 3 января 1923 годасо словами на устах: «Швейк тяжко умирает» в Липнице. На похоронах присутствовали его сын от первого брака Рихард и вторая жена – Шулинька, уроженка Уфы. Очень многие знакомые не поверили в известие о смерти писателя, расценив его как очередной розыгрыш.Творчество как отражение бурной жизниДебютный сборник «Майские выкрики», который Гашек написал в соавторстве с Ладиславом Гаеком, увидел свет в 1903 году. После этого Ярослав твердо решил стать литератором. Он создавал небольшие сатирические произведения (юморески) для журналов и газет, в которых высмеивал политическое шарлатанство, ханжество, мещанство и прочие пороки. При этом писатель использовал самые разнообразные псевдонимы, часть из которых неизвестна до сих пор.В 1909 году Гашек стал главным редактором журнала «Мир животных». Но из-за своей неуемной фантазии, порождавшей диковинных зверей, быстро потерял это место. Аналогичная ситуация произошла с его работой в газете «Чешское слово»: Гашека направили сделать репортаж о митинге, а он его активно поддержал, чем вызвал гнев собственников издания.Поле неудачных попыток построить журналистскую карьеру Ярослав «ударился» в творчество. В 1912-1923 годах выходят сборники его рассказов «Бравый солдат Швейк и другие истории», «Гид для иностранцев», «Страдания пана Тенкрата», «Моя торговля собаками», «Две дюжины рассказов», «Мирная конференция» и так далее.Кроме того, Гашек написал сотни фельетонов и юморесок для печатных изданий. Практически каждое произведение Ярослава является отражением его жизненного опыта: его собственных веселых выходок, встреч с разными людьми и передряг, в которые он попадал.Дискриминация смехомВ 1921-1923 годах появились первые части главного произведения Гашека – комической эпопеи «Похождения бравого солдата Швейка» об ужасах войны, тупости австрийской армейской машины, смиренности чехов и умении бороться с неприятностями с помощью юмора. В свет вышло три части книги, а четвертая так и не была закончена из-за смерти писателя.Главный герой произведения Йозеф Швейк является собирательным образом, олицетворяющим чешский народ и чем-то напоминающим самого Гашека. А в сюжете романа присутствует очень много сцен из биографии автора.Ярослав всю жизнь дискредитировал неугодную ему реальность смехом, именно этим же даром он наделил своего героя. Бравый солдат постоянно валяет дурака и рассказывает истории, борясь таким образом с абсурдностью армейских правил и жестокостью войны.Легкий слог, искрометный юмор и актуальная антивоенная тематика сделали «Похождения…» невероятно популярным произведением – оно было переведено на 58 языков и разобрано на цитаты. В обиход чехов даже вошло слово «швейковать», то есть избегать выполнения своих обязанностей, не открыто сопротивляясь, а надевая маску дурака.Создатель солдата Швейка и ПрагаОсновная часть жизни Гашека прошла в Праге. В наши дни в доме №1325/16 по Школьной улице, где родился писатель, находится Клуб путешественников. В память о Ярославе подъезд здания украшен бронзовой табличкой.До сих пор работают и многие трактиры, в которых любил бывать автор «Похождений…». Например, «У елинку» на Харватовой улице, «У чаши» на улице На Боиште (его стены украшены цитатами и картинками из книги о Швейке), «Деминка» на углу Шкретовой и Англицкой улиц и так далее. Правда, любимой пивной писателя под названием «У золотой кружки» уже нет, на ее месте на улице Бальбиновой открыто кафе «Под сметанку».
Места жизни Гашека в Праге сложно отследить. Как показывают полицейские протоколы, он сменил не менее трех десятков адресов. Известно, что больше всего времени писатель проводил в районе Винограды и вокруг Карловой площади. Трактир при Виноградском народном доме, Собор Святой Людмилы на площади Мира, Ратуша на Ржезницкой, улица Водичкова – в этих и других местах бывал Ярослав. Любил Гашек и кабачки Жижкова. В этом квартале установлен его бюст, водруженный на бронзового коня.Последние годы жизни Ярослава прошли в поселке Липнице-над-Сазавой, расположенном возле Праги. Больше года он прожил на втором этаже трактира «У чешской короны», а затем купил дом, из окон которого открывался вид на Чешско-Моравскую возвышенность. Сегодня в месте последнего пристанища Гашека открыт музей, а в поле возле Липнице стоит памятник писателю – гранитный портрет весом 18 тонн с цитатами из произведения о Швейке.Ярослав Гашек был неординарным человеком и талантливым писателем, сыгравшим большую роль в развитии чешской культуры. Его роман «Похождения бравого солдата Швейка», ярко передающий реалии военного времени, является визитной карточкой литературы Чехии.
Одно время чехи не очень хорошо относились к русским, по понятным причинам из-за событий 1968г,

но сейчас это всё в прошлом, жители относятся к пролому, как к истории своей страны, более новые проблемы вышли на первое место и можно встретить вот такие плакаты




Официальная часть знакомства подошла к концу, в продолжении мы пойдем гулять по старым улочкам, раскроем секрет, почему они
такие кривые и узнаем, как раньше различали адреса

Теги: Экскурсия

Предыдущий пост: Если друг оказался вдруг.... Все посты Taliyа Следующий пост: Путешествие продолжается. Прага , Часть 2
Следить за темой Не следить за темой Управление подписками

Комментарии (37)

Taliyа
08:23 18.12.16
Разлюли_моя_малина,в этом вроде ровные. А вот в Вене есть эко дом. Вот там все линии кривые
Taliy, начала перечитывать внимательно, без спешки. Истории Гашека и Черного потрясающие! Про Черного вообще не знала, вот узнала теперь. Интересно, а как люди живут в танцующем доме? Там потолки и стены тоже кривые?
Taliyа
07:45 17.12.16
taiklot,я тоже вчера с таким удовольствием все вспоминала. Как заново прошлась. Спасибо Малинке за вдохновение
Вот ведь живешь, и не знаешь, какие были интересные времена!)) Спасибо за пост, побежала второй читать!
Taiklot 
02:05 17.12.16
Прага обхожена вдоль и поперёк, впечатлений масса. С удовольствием почитаю пост)
Маф-чан ;3
01:56 17.12.16
классно__
*Ши*
23:34 16.12.16
Taliy, поехал на ночном трамвае )))
Taliyа
23:31 16.12.16
*shi*,ныряй ныряй и во второй нырни?
*Ши*
23:30 16.12.16
Taliy, молодца! завтра забеги к *Хилеру * на крендельки ))
*Ши*
23:01 16.12.16
Taliy, хозяйка , с вашего разрешения ныряю в ваш постик ))
Taliyа
20:31 16.12.16
председатель клуба зануд,точно. и поженились и поубивали. мир-любовь-асисяй-кладбище(будет позже)
предание доставляет! Эта извечная борьба полов! ХD Обычно есть два типа литературных произведений : "они поженятся" и "в общем, все умерли". Чехи не парились и выбрали сразу оба. Чтоб никому не обидно было.
Taliy, красота! Прага - это прекрасно!
Taliyа
18:38 16.12.16
*Хилер*,я не просто так про них рассказала. там будут перекличка с этим постом
*Хилер*
18:20 16.12.16
Taliy, очень интересно! А творчество А. Мухи мне нравится) Taliy, ждем продолжения!
Taliyа
18:04 16.12.16
по Праге и по Чехии,
Taliyа
18:03 16.12.16
МИРАТЭЯ,я потом продолжу. наверное ещё поста 2 будет
МИРАТЭЯ
17:59 16.12.16
Taliy,у меня аж руки чешутся
МИРАТЭЯ
17:59 16.12.16
Taliy,чтобы сносно дочитать надо всех спать выгнать и приступить ....
Taliyа
17:57 16.12.16
сейчас матчасть дополню чуток
Jägermeister 
17:56 16.12.16
Крутецко
МИРАТЭЯ
17:54 16.12.16
Taliy,привет ,а красота то какая..мне очень все понравилось
Taliyа
17:09 16.12.16
не сегодня всё, скоро пойдем просто гулять по городу
Taliyа
16:13 16.12.16
Кардинал Чань,там столько всего рассказывать... я по работе доделаю и доделаю
Кардинал Чань
15:54 16.12.16
Мало, еще хочу, хотя ведь и Прага не большая)))
Кардинал Чань
15:53 16.12.16
Хахаха ну до чего же милое придание)))
Кардинал Чань
15:20 16.12.16
Я одна терпеливая, буду читать все и сразу))
*Хилер*
15:17 16.12.16
Taliy, так я про него и говорю))) давай скорее пиши)
Taliyа
15:16 16.12.16
*Хилер*,я ещё этот не закончила
*Хилер*
15:12 16.12.16
Taliy, начало жутко интересное!!! Особенно про дев-воительниц, жуть!... мне первая версия, где мужичонки по девушке умыкнули, несколько раз помирились и на утро большое перемирие устроили, больше нравится)))) Я так понимаю продолжение следует? Будем ждать!
Taliy, молодец! Я вечерком загляну обязательно. Уже бежать пора.
Taliyа
14:20 16.12.16
председатель клуба зануд,стараюсьььь
так, так! ждем-с!
Taliyа
12:10 16.12.16
ПОСТ В РАБОТЕ
Опубликовано: 16.12.16
Комментариев: 37
Пожаловаться на содержание поста
Меню