Моя Москва. Путешествие первое. Часть3

         Кто то скажет, а зачем гулять по кладбищу? Ходить на экскурсию по нему. Наверное моё мнение на этот счет не совсем традиционное и многими будет не понято. Но, если разобраться дотошно, то вся наша история, общечеловеческая, одно большое кладбище. Мы ходим в музеи и любуемся творениями давно умерших людей, портретами , чьи оригиналы давно покинули этот мир, архитектура, мебель, литература, всё при желании может навеять мысли о смерти. Я же за гранью могильной плиты вижу живых людей, их интересные, трудные судьбы. Я не вижу на кладбище смерти, я вижу жизни, яркие и не очень, известные и пропавшие в водах Леты. Они жили, дышали, ходили. А где их души сейчас никому не ведомо. Я не люблю посещать могилы родственников, для меня они не там, они в моём сердце. Я лучше зайду в храм и поставлю свечку за их душу.

          А теперь я расскажу вам о легендах Введенского кладбища. Светских и православных. Начнем вот с этого интересного надгробия, очень красивая молодая девушка выходит из дома, оставив дверь слегка приоткрытой



Поэт серебряного века Сергей Михайлович Соловьёв в «Московской поэме» пишет следующее.

Но дальше в путь. Как душно и тепло!
Вот и Мясницкая. Здесь каждый дом – поэма,
Здесь все мне дорого: и эта надпись Пло,
И царственный почтамт, и угол у Эйнема..

.

 Леон Пло занимался литьём из чугуна. Канализационный люк его мастерской и по ныне можн увидеть у Устьинского моста со стороны Москворецкой набережной. Диаметр люка будет поболее, чем стандартный. И выглядит как новый. 

 Из «Справочной книге о лицах, получивших на 1878 год купеческие свидетельства по 1-й и 2-й гильдиям в Москве» в списке купцов 1-й гильдии. Французский гражданин, 23 лет, в купечестве состоит с 1877 года. Живет в 4-м квартале Сретенской части, в доме Гульшина. Торгует железнодорожными принадлежностями там же.

«Справочная книга о лицах, получивших на 1879 год купеческие свидетельства по 1-й и 2-й гильдиям в Москве» говорит, что Пло переехал в 1-й квартал Мясницкой части в Варсонофьевский переулок в дом Камынина.

В 1882 году адрес господина Пло уже несколько другой, Варсонофьевский переулок дом Рябушинских.

А в 1884 году Пло уже числится купцом не 1-й, а 2-й гильдии. Проживает в Кривоколенном переулке в доме Цыплакова, помимо железнодорожных принадлежностей приторговывает и мебелью на Мясницкой улице в доме Ермакова.

Техническая контора Леона Францевича Пло по данным справочника «Вся Москва» за 1901 год находилась на Мясницкой улице в доме Ермаковской богадельни. Или в доме номер 17 квартира 18 согласно современной нумерации. Телефон для связи 10-96.

В 1892 году Пло торгует уже машинами.

А в «Справочной книге о лицах, получивших на 1897 год купеческие свидетельства по 1-й и 2-й гильдиям в Москве» рядом с именем Леона Францевича Пло появляется имя его жены, купца 2-й гильдии Софии Пло, 38 лет, французской гражданки, в купечестве состоящей с 1896 года, проживающей на Мясницкой улице в доме Ермакова, торгующей перчатками на Кузнецком Мосту в доме Сан-Галли.

Как только был установлен памятник, сразу поползли слухи, якобы Леон застал свою жену Софи с любовником и выгнал её из дома, а затем не вынеся горя и позора застрелился. Некоторые даже утверждали, что прежде, чем застрелиться он придушил свою жену и убил любовника...
Фантазия человеческая не имеет границ. На самом деле эта почётная чета скончалась от гриппа, и супруг умер на несколько дней раньше жены....

Следующая легенда, а может и быль связана с усыпальницей семьи Вогау, это очень примечательное место. Надо сказать, что до сих пор до конца не выяснено, чьё это захоронение, существует мнение, что захоронение семьи Вагау находится в другом месте. но так или иначе, но про это место знают многие, кто знаком с жизнеописанием Святой Матронушки 
Вогау (Wogau) — семья немецких предпринимателей в России XIX века.
Начало династии положил Максимилиан (Максим) фон Вогау (1807—1890), приехав из Германии в Россию и женившись на дочери текстильного фабриканта Рабенека. В 1840 году вместе с братьями Карлом (1821—1870) и Фридрихом (1814—184 открывают в Москве торговлю «химическими и колониальными товарами».
Сделав состояние на продаже чая, братья инвестировали в промышленность и банковское дело.
К 1917 году семейное предприятие, «Вогау и Ко», возглавляемое сыном основателя Гуго (1849—1923), представляло крупнейший многопрофильный концерн.
Семья Вогау владела металлургическими предприятиями на Урале, монопольно торговали медью, инвестировали в цементный, сахарный, текстильный, угольный бизнес.
В начале Первой мировой войны, фирма сворачивает деятельность в России, так как 5 из 8 членов правления являются немецкими подданными.
Оставшийся в СССР сын последнего руководителя фирмы, профессор, крупный радиотехник, Максим Марк Вогау (1895—193, был расстрелян «за шпионаж в пользу Германии».
всемогущий Гугл помог восстановить , как она выглядела когда-то  


Из книги: "Одним из самых запоминающихся надгробий всего кладбища была усыпальница семейства Вогау. Она занимала просторный прямоугольный участок. С одной стороны имелся склеп, торец которого был выполнен в виде руинированного античного портала храма. На специально грубо обколотых ступенях была установлена бронзовая фигура Христа, указывающая «зрителям» на фигуру блаженного, со страдальческим лицом смотрящего на Спасителя. Исполнил эту композицию известный флорентийский скульптор Р.Романелли. Он называл свое произведение «Блаженный у ног Христа». Москвичи очень почитали скульптуру Христа. Христиане, православные, католики, лютеране собирали воду с десницы Христа, складок его одеяния и пили ее, считая целебной. Так же у фигуры любили фотографироваться. Правда, часто позирующие заслоняли собой блаженного, «урода», как его называли москвичи. Поэтому и на открытке эта фигура заслонена позирующей.

По периметру склеп был обнесен античной изгородью с декоративными пеплохранительницами. После 1917 года фигура блаженного исчезла, а фигуру Христа перевезли в Археологический кабинет Московской Духовной академии в г. Сергиев посад, где она благополучно сохранилась доныне.
Сам склеп был выполнен после 1866 года, примерно в 1890-е гг., когда здесь похоронили Эмиллию Максимовну Банзу (урожденную фон-Вогау). Ее овдовевший супруг, знаменитый благотворитель московской немецкой общины Конрад Банза женился второй раз на родной сестре Эмиллии, Эмме. Оба они усыновили сына умершей от первого брака, Рудольфа Германа. В память о жене, сестре, маме Банзы и Герман содержали койки в Евангелической больнице и в Евангелических приютах Москвы, давали бесплатные обеды для неимущих.
В советское время усыпальница Вогау сильно пострадала, как и многие другие надгробия и захоронения в целом. Более 80-ти лет кладбище является общегородским, но многие надгробия с иностранными надписями до сих пор придают ему особый колорит"
© oldmos.ru

В книге З.В.Ждановой “Сказание о житии старицы Матроны” рассказывается, как к этому изваянию во время войны направила блаженная старица Матрона свою помощницу Верочку. Болезни напустила на Матрону злая хозяйка дома в Подлипках, где она тогда жила. “Спаси нас, - говорила она Верочке, скорее поезжай на Немецкое кладбище и слей нам водички с Креста Господня”. Верочке дали два бидона, один из которых был с водой. Добралась до кладбища она ночью, мороз был более 40 градусов. Ярко светила луна, и скульптура Христа сверкала в лунном свете. Спаситель словно смотрел на пришедшую светлым сияющим взором. Вода, слитая с руки спасителя, быстро излечила старицу Матрону.

Храмы были закрыты и верующие потянулись на кладбище к руке Христа, моля о помощи в делах, исцелении болящих. Кладбищенские службы ничего не могли с этим поделать. Кто приходил со своей водой и лил её на руку, заботливо собирая каждую капельку.  И всё бы ничего, если бы на кладбище ходили только старушки, но ведь они стали приводить туда больных детей(!), будущих пионеров и комсомольцев. Было принято решение заколотить фигуру Христа. Да не так просто смутить наш русский народ. В щелочки деревянного короба стали вставлять записочки. Тогда было принято решение убрать статую их склепа...  Но народ каким-то образом прознал, что за коробом пусто и появилась надпись "ВЕРНИТЕ НАМ ХРИСТА", это было уже через чур, советская власть снести этого не могла.

Нам повезло, памятник сохранился и по ныне стоит в музее в Лавре. Именно там все желающие могут посмотреть на Христа, но никакой водицы собрать уже не удастся. 
Будет ли он возвращён на своё законное место? Кто знает, но молва о чуде жива в народе и по сей день.


После исчезновения бронзовой статуи Христа люди перенесли способность помогать страждущим на Белого Христа, установленного в 1946 году. Эта скульптура стоит у памятника из черного гранита над могилой семьи Третьяковых, но быстро одумались, испугавшись, что и этого Христа могут убрать...


Несмотря на то, что все усыпальницы, склепы, часовенки являются " культурным наследием", денег на реставрацию не хватает, и некоторые стоят, как живые скелеты, омрачая своим печальным видом это и без того не радостное место.
Последнее фото, эта усыпальница была когда -то одной из самых красивых витражных усыпальниц в России.  пожаром в ней были окончательно уничтожены все витражи. Именно тут снимался Иван Охлобыстин, а после съёмок он ушел в религию

Всё же реставрационные работы ведутся, не быстро, но это и не главное.

У этой девушки были отломаны руки, их восстановили, а вот стёсанные по требованию политической общественности выступающие из под лёгкой ткани соски, было решено не восстанавливать...

у этого ангела так же были отломаны руки и повреждены другие части памятника, теперь он, как новый






Эта изящная усыпальница и сейчас находится на реставрации 


С лёгкими колоннами, украшенная мозаичным панно, она притягивает взгляд своей необычностью
мозаика выполнена знаменитым скульптором Фроловым по картине "Острова мертвых" Беклена

Фролов, Владимир Александрович, ещё одно имя, которое должен знать каждый родившийся в СССР. Но конечно же не знает. Такие герои совершали свои подвиги тихо и незаметно.


Родился, жил и всю жизнь работал вСанкт-Петербурге — Петрограде — Ленинграде.

Мозаикой в семье Фроловых занимались его отец и старший брат. Первая в России
частная мастерская была основана художниками-мозаичистами отцом и сыном —
Александром Никитичем и Александром Александровичем Фроловыми в 1890 году А. А.
Фролов попытался внедрить «венецианский» способ набора, изученный им в
заграничной командировке в Мозаичном отделении ИАХ, но, не встретив поддержки,
покинул стены Академии и вместе с отцом основал собственную Мозаическую студию.

Братская могила профессоров Академии художеств

В 1893 году в мастерскую как участник дела зачислен младший Фролов — Владимир.

В 1894 году он поступает на живописное отделение Высшего художественного
училища при Императорской Академии художеств.

В 1895 году недавно основанная мастерская выигрывает у Мозаичного отделения ИАХ
и двух итальянских фирм заказ на исполнение наружных мозаик храма Воскресения
Христова (Спаса на крови). Спустя год Фроловы получают и крупнейший заказ на
исполнение мозаичного убранства интерьера собора.

В 1897 году скончался старший брат Александр Александрович Фролов, и Владимир
Александрович был вынужден оставить занятия в Академии ради продолжения
семейного дела.

В 1900 году В. А. Фролов становится руководителем мастерской, где за два
десятилетия было создано множество выдающихся произведений.

В 1918 году мастерская закрыта, художник переехал в мозаическую мастерскую
Академии Художеств, где созданы его последние работы.


Скончался в Ленинграде во время блокады. Похоронен на Смоленском кладбище в братской
могиле профессоров Академии художеств. Дорогие читатели, если вы будите вМоскве, обязательно загляните на станции
метро «Маяковская» (автор эскизов — А. А. Дейнека, тема — «Суткисоветского неба»; 35 плафонов (открыта в 1938 г.; арх. Душкин А. Н.); «Автозаводская»
(Восемь смальтовых мозаичных панно на путевых стенах станции под общим
названием «Советский народ в годы Великой Отечественной Войны» (художники В. Ф.
Бордиченко, Лехт Ф. К., Покровский Б. В.; арх. Душкин А. Н.; 1941-42 гг.;
станция открыта в 1943 г.);
 рассмотрите мозаики на станции метро«Новокузнецкая» (предназначались для установки на ст. «Павелецкая») в Москве
(автор эскизов — А. А. Дейнека). Мозаики примечательны тем, что работа над ними
велась Фроловым в блокадном Ленинграде в 1941—1942 годах. Фролов успел
закончить работу в 1942 году, незадолго до своей смерти от голода, несмотря на
то, что работал в крайне тяжёлых условиях и практически в одиночку. В 1943 году
мозаики были вывезены по «Дороге жизни» в Москву, где и украсили станцию метро.
В 2013 году на «Новокузнецкой» открыта мемориальная доска с надписью: «На этой
станции установлены мозаики, выполненные в блокадном Ленинграде в мозаичной
мастерской Всероссийской Академии художеств под руководством профессора
Владимира Александровича Фролова»

Вдумайтесь: РАБОТЫ ВЕЛИСЬ В БЛОКАДНОМ ЛЕНИНГРАДЕ В ХОЛОДНЫХ МАСТЕРСКИХ ЗИМОЙ.Это мы жалуемся, что нам плохожить???
И конечно же портрет Вождя





Много знаменитостей похоронено здесь; Васецов, Пришвины и многие другие

Отдельно хочется выделить Михаила Гориккера


Михаи́л Льво́вич Го́риккер (13 января 1895, Берислав, Херсонская губерния — 19 октября 1955, Москва) — советский военный деятель, генерал-майор технических войск (1940)[1]. Отец режиссёра Владимира Гориккера.

Вошёл в историю войн XX века как изобретатель невзрывного инженерного заграждения «противотанковый ёж», известного также как «рогатки» или «звёздочки Гориккера». Данное заграждение было принято на вооружение 3 июля 1941 года и сыграло заметную роль в обороне Киева, Москвы, Ленинграда, Одессы, Севастополя, других сражениях Великой Отечественной войны.



Теги: Экскурсия, Экскурсии

Предыдущий пост: Моя Москва. Прогулка первая. Часть2 Все посты Taliyа Следующий пост: очередная копипаста
Следить за темой Не следить за темой Управление подписками

Комментарии (19)

Кардинал Чань
05:19 13.06.16
FIREstone, иногда пафосу нужно место, что бы громче звучало)))
Кардинал Чань
05:18 13.06.16
Taliy, здорово, интересно и блин немного грустно. Грустно,что красота исчезает, как соски которые теперь и не показать. А вообще экскурсия получилось интересной, познавательной и философской))) Все как я люблю))) Спасибо за такую приятность))))
Taliyа
10:50 07.06.16
МИРАТЭЯ,спасибо ,что прочла. Умом понимаю,что бы все прочитать,нужно уйму времени потратить. Но надеюсь,мы сможем сами освежить свою память и детям при случаи рассказать,что были у нас на Руси вот такие интересные неординарные личности. Нам есть,чем гордиться, и о чем печалиться,вспоминая историю Гааза,сколько палок в колёса благих дел вставляется бурократами и деже не по злОбе, а от ленности и зависти.
МИРАТЭЯ
20:40 06.06.16
Taliy,молодец я потом пару дней твои посты перевариваю спасибо они замечательные заставляют задуматься
Taliyа
20:29 06.06.16
МИРАТЭЯ,да. У меня инет по страшному глючит. Виснет.ни писать,ни читать
Taliyа
20:26 06.06.16
Надо по инету полазить поискать
Taliyа
20:26 06.06.16
Apricot Mika-san,наверное . оно тоже в европейском стиле. Там же католицизм больше распространен. Я сколько раз в Питере была,а на Волковское ни разу не сходили.
МИРАТЭЯ
20:25 06.06.16
Taliy,точно что лучше расскажет о культуре как не старинные кладбища))
Apricot Mika-san
19:39 06.06.16
Taliy, прекрасное место - Лычаковское клабище во Львове. Всегда мечтала попасть туда, чтобы посмотреть на эту старину) Там красиво) Год назад увидела) Оно довольно огромное)
Taliyа
19:35 06.06.16
Apricot Mika-san,спасибо. Понимаю,что мои посты трудноваты,слишком много инфы. Тем приятнее найти единомышленников. Не могу себя назвать фанатом прогулок по кладбища,но в любой новой стране стараюсь их увидеть(последнее время) может возраст Мне кажется,что без посещения общественных туалетов и кладбищ о народе нельзя сделать точного вывода.
Apricot Mika-san
19:26 06.06.16
Обожаю подобную тему. Сама раньше любила подобные прогулки. Это захватывает.
Erа
13:18 06.06.16
Почему-то из трёх частей больше всего понравилась эта (видимо фотографии статуй так повлияли) Только рассматривая эту часть, поняла, что я на нём была. Спасибо за пост)
Taliyа
22:35 05.06.16
FIREstone,чтож , каждый имеет право на своё мнение.
Taliyа
22:34 05.06.16
Домовой_,спасибо. Приятно
Домовой_ 
21:52 05.06.16
познавательно)
FIREstone
21:32 05.06.16
Пост хороший, но в тексте проглядывается столько пафоса (впрочем как и всегда), что лично мне читать трудновато...
Shiau
16:14 05.06.16
Еще одна порция занимательного и познавательного!! :-) Спасибо!! Мозаика очень красива!! А портрет вождя - вообще невероятен!! Так точно "нарисовать" из кусочков камня.., надо быть хорошим художником и талантливым человеком!! Спасибо!!
Опубликовано: 05.06.16
Комментариев: 19
Пожаловаться на содержание поста
Меню