Черные купола, ситец и утки. [Часть 2]

Вторая часть вот этого поста

Стоит отметить, что я люблю музеи с богатой историей, в них всегда есть, на что посмотреть.

Здание музея изначально было в собственности иваново-вознесенского фабриканта, мецената и коллекционера Д. Г. Бурылина. Страсть к коллекционированию передалась ему от деда, все коллекции которого перешли к нему по наследству. Всю свою жизнь Дмитрий Бурылин собирал коллекцию редкостей и древностей, что и легло в основу музеев. Замечу, что собирал он не только все, что связано с производством ситца, но и имел внушительные коллекции монет, одежды, книг, гравюр и прочих предметов быта и археологических находок.


Но побывать мне довелось именно в музее ивановского ситца.


На входе встретили вот такие поделки местных материц:
1



Дальше начинается непосредственно сама история. Был реконструирован первый стан для изготовления примитивных тканей. Далее по курсу работа одной из ивановских мастериц - карта мира, выполненная в довольно интересной технике (название, к сожалению, вспомнить не могу).


Самые первые ткани изготавливались изо льна. В то время он был самым доступным, его выращивали во многих регионах несмотря на то, что растение весьма капризно.

Основные этапы получения льняных тканей:
1.    Сбор и получение льняной соломы
2.    Вымочка льняной соломы
3.    Производство первичной обработки
4.    Сушка
5.    Мятье
6.    Трепание
7.    Прядильные производства: получение пряжи
8.    Ткацкое производство: получение ткани
9.    Отделочное производство: отбеливание, окраска





И книга, в которой засвидетельствованы труды по изготовлению льняной ткани



После окрашивания льна следовала ее окраска. Красили в основном однородно, украшая одежду вышивкой.

Со временем льняным тканям пришли на смену ткани из хлопка. Ткани везли из Средней Азии, Китая, Пакистана, Индии и ряда других стран.

Стоит сказать несколько слов о новых способах окраски ткани. Узор набивали на ткань, используя специальные резные дощечки - манеры. Изготавливали их специальные мастера: чем сложнее узор, тем ценнее работа.




В то время стало серьезно ощущаться влияние востока на рисунки на тканях. На смену геометрическим и растительным узорам пришла эпоха "турецких огурцов" и всевозможные их комбинации. Узоры стали более сложными, иногда можно было даже проследить животные мотивы.


Для нанесения узора манерами использовали специальный стол. Для наилучшего результата манеры постукивали деревянным молотком, в буквальном смысле набивая рисунок на ткань.


Красители использовали натуральные. К примеру, для окрашивания тканей и пряжи в красный (бордовый) цвет использовались корни марены, в желтый - куркума и луковая шелуха, в оранжевый - хна. Но простое окрашивание держалось максимум 3 стирки, поэтому применяли варку тканей вместе со специальными веществами - закрепами.




Со временем станки усовершенствовались, производство приобрело фабричный формат. Вместо манер использовались большие металлические валы с выгравированным на них рисунком. На фото видны инструменты для гравировки.



Следующий зал был посвящен семье Бурылиных. На потолке была фреска с фамильным древом. Потолки низкие, вся не влезла в кадр.




Крутая дверь



Второй этаж посвящен Вячеславу Зайцеву, знаменитому модельеру и выходцу из Иваново. Но эту часть я опущу. Просто посмотрите на убранство музея.


Также у музея есть неплохая коллекция старорусских нарядов, она она уж больно размыто вышла на фото.

Свой рассказ хочу закончить вот таким вот фото ситцевого земного шара. Он символизирует масштабы производства: было выпущено столько десятков километров ткани, что ею можно было бы без проблем обернуть всю Землю.


Всем спасибо за внимание \0

Теги: поездка, История, музей, впечатления

Предыдущий пост: Черные купола, ситец и утки. [Часть 1] Все посты EVRo Следующий пост: В поддержку флешмоба Grouple
Следить за темой Не следить за темой Управление подписками

Комментарии (25)

EVRo 
21:46 17.04.16
Taliy, спасибо ^^
Taliyа
21:46 17.04.16
здорово, особенно ситец в мировом масштабе...
EVRo 
20:51 17.04.16
Кардинал Чань, как руто *_* И куда все добро дели?
Кардинал Чань
20:47 17.04.16
EVRo, там куча молотилок было для зерна и старенький небольшой ткацкий станок прабабушки, он функционировал))) А баян и меня не дождался)))
EVRo 
20:42 17.04.16
Кардинал Чань, знакомо, баян меня так и не дождался
Кардинал Чань
20:38 17.04.16
EVRo, бабуля вещи не выкидывала, чего только на чердаке не было)))
EVRo 
20:25 17.04.16
Кардинал Чань, пожалуйста) Я не застала прялки, т.к бабушка не особо любила вязать. Хотя было бы круто прочувствовать на себе весь процесс от начала до конца. Мне кажется, там пучки пальцев как у музыкантов бы были потом.
Кардинал Чань
20:10 17.04.16
EVRo, вот что мне в тебе нравится так доскональность))) Лично я получила удовольствие пройдясь по музею с тобой вместе в этой виртуальной прогулке, всегда полезно знать, что и как делается)) А за прялкой я пробовала сидеть, у бабули была, но у меня усердия в детском возрасте не хватало))) Спасибо за интересную прогулку)))
EVRo 
19:23 17.04.16
Кариока, а ведь могли и носили, и стоил один платок как несколько фабрик. Только жаль, что эти платки лишь на картинах остались. Вообще мощное здание, если честно. Мне понравилось, что там есть тайный подземный переход в основное здание музея (которое на первом фото). Создается впечатление каких-то старинных тайн.
Кариока
19:20 17.04.16
EVRo, подумать только - 2 года... слов нет... и девушек/женщин само собой жаль - варварство ведь. не смогла бы носить такой платок, зная, что из-за этого куска материи кто-то пострадал. мда, вот же времена были. жесть, короче. по убранству музея мне камин понравился^^- жаль только, что рядом такой стул непрезентабельный работники поставили.
EVRo 
19:08 17.04.16
Кариока, адский труд. Нам показывали платки, на изготовление которых уходило по 2 года, а крепостные молоденькие девушки, работающие над ними, после завершения работ слепли. Я рада, что понравилось)
Кариока
19:04 17.04.16
EVRo, хорошая экскурсия по музею). тоже люблю музеи, поэтому всегда интересно когда и другие показывают фото и рассказывают^^ как посмотришь на эти трепалки, прялки, ткацкие станки - столько труда вкладывали люди, все своими руками... так и подумаешь, счастье-то какое, что сейчас живем х) в общем, спасибо тебе и за 2 часть)
EVRo 
18:54 17.04.16
insane_pianist, ну не знаю, мне вот с 6 утра до 7 вечера на ногах не очень было. Ходила как тормоз
insane_pianist
18:44 17.04.16
EVRo, быть уставшим, это даже как-то приятно. А вот сонным ... =_=
EVRo 
18:42 17.04.16
insane_pianist, некоторым ведь реально не интересно, ну а так да, уставшим тяжело внимание сфокусировать
insane_pianist
18:35 17.04.16
EVRo, там другое, когда группой молодых людей куда-то едешь на пару дней, ночной сон для слабаков. Вот и думают экскурсоводы что молодым не нравятся такие места, что им скучно. А нам всего-то охота поспать =_=
EVRo 
18:23 17.04.16
insane_pianist, угу, от больших площадей устаешь
insane_pianist
18:11 17.04.16
EVRo, будто марш бросок по городу сделали =_=, очучения были, будто не отдохнул а поработал хорошенько
EVRo 
18:06 17.04.16
insane_pianist, и как оно?
insane_pianist
18:04 17.04.16
последний раз в музее в Сиане был
insane_pianist
18:03 17.04.16
о_О точно первый
insane_pianist
18:03 17.04.16
йа первый
Опубликовано: 17.04.16
Комментариев: 25
Пожаловаться на содержание поста
Меню