Ушедшиеhttp://doramatv.live/departuresОскароносный фильм, награду которому я считаю совершенно заслуженной.Часто, лишь обернувшись назад, мы понимаем,
какой дорогой нас провели. И к чему вели
Возможно ли переписать судьбу? Изменить предназначение? Слово «судьба» преследует нас повсюду: «это твоя судьба». Но откуда знать, что это именно твоя судьба?
Случайности не случайны…
Вот так живешь: ходишь на работу, мечтаешь о чем-то, стремишься к заветной мечте или просто ожидаешь, что мечта вот-вот ворвется к тебе на белом коне или обласкает овациями поклонников, признающих твой талант. Напряженно работаешь и ждешь, повторяя: «Терпение – добродетель». Но все может закончиться, так и «не домечтав», в одночасье. Только-только ты стал участником большого симфонического оркестра, и жизнь, казалось бы, впереди светлая, и мечты плывут одна за другой.
Но внезапное увольнение и… что дальше?
Молодой виолончелист Дайго вместе с женой покидает Токио. Перебравшись в глухую провинцию - город своего детства - он принимается искать работу и однажды натыкается взглядом на странное объявление в газете: "сопровождение отбывающих". Как выяснилось позже, опечатка в газете привела его в похоронное бюро. Не видя себя в сфере ритуальных услуг, бывший музыкант собирается отказаться от предложения, но владелец бюро, проводивший собеседование, говорит ему – это твоя судьба. И Дайго, сам не понимая почему, вдруг кивает – да, судьба, действительно…
Но сказать жене о том, что устроился в фирму ритуальных услуг, что вместо музыки каждый день ему предстоит работать рядом со смертью, он не решается.
А что такое смерть?
Смерть - ни больше и ни меньше, чем часть жизни. Ее этап.
Отношение людей к смерти неоднозначно. Одни боятся ее прихода, другие торопят, третьи пытаются игнорировать, не зная как относиться к факту существования загробной жизни или её отсутствия. Но, так или иначе, существует судьба. Третий элемент, тесно связанный и с жизнью, и со смертью. Жизнь и смерть, по сути, не противостоят друг другу. Они едины, перетекают одна в другую бесконечным круговоротом.
Жизнь - дорога, а смерть - переход на другой уровень.
В фильме «Ушедшие», правильные слова сказал сотрудник крематория:
«
Мне кажется, что смерть – это ворота. Ворота в другой, лучший мир.
И я прощаюсь с ними, и желаю доброй дороги и хорошего путешествия».
«Ушедшие» - это фильм-притча. Рассуждать о нем также трудно, как говорить о чувствах искренне, пытаясь выразить словами то, что слышит сердце. В простом, по сути, сюжете умело переплетены извечные вопросы – любовь и долг, отцы и дети, жизнь и смерть, наконец.
Удивительный, очень по-японски философский фильм. Неспешный и правильный - вплоть до мелочей - такой же, как сама церемония прощания с усопшими, которой в нем уделяется так много внимания.
Японцы умеют выразить глубокую идею просто и мудро. Натурально и ненавязчиво. У нас разный менталитет, и японцев, как и саму церемонию, нам не понять. Но, становясь наблюдателем священного ритуала, невольно начинаешь смотреть зачарованно. Их вежливость, их внимание к обязательствам заслуженно вызывают восхищение. Педантичность в деталях, неторопливое отношение к вещам действительно важным, раскрываемые в таинстве одевание, собирания покойного - заставляют смотреть, затаив дыхание. С самых первых минут, захваченный необыкновенной атмосферой, чарующими звуками виолончели и красотой ритуала, я уже не мог оторваться от действа на экране.
Фильм о многом рассказывает без лишних слов и лишних действий. Передавая непривычный нам взгляд на мир – если бы эти мысли были высказаны вслух, большинство из нас оспорили бы их, а возможно, и осудили или просто отмахнулись бы - сюжет выстроен настолько гармонично, что эти мысли сами возникают в нашей голове, становятся нашими.
На фоне основной истории главного героя, короткими эпизодами проходят истории других людей, которых он провожает в мир иной. Одна смерть. Одна история семьи. Буквально несколько секунд, и зритель видит всю жизнь, прожитую покойником.
Философия Сасаки - начальника Дайго - дает своеобразную точку зрения, внушая, в первую очередь, глубокое неподдельное уважение к обряду погребения. Сам ритуал как бы примиряет ушедшего и оставшихся.
Парень, который при жизни одевался девушкой, сильно конфликтовал из-за этого с отцом. А когда жизнь покинула его тело, вдруг все становится не важно. Бессмысленные распри ничтожны в сравнении с потерей сына. И семья наконец признает его таким, какой он был.
Жена и мать семейства, чья внешность изменилась из-за продолжительной тяжелой болезни, снова выглядит прекрасной, после проведения ритуала...
Смерть убирает все лишнее, обнажая подлинные чувства, которые в повседневной жизни мы часто задвигаем на задний план, идя на поводу у своего самолюбия и эгоизма.
Занимаясь своей работой, Дайго переосмысливает свою жизнь, себя, свои взгляды на все сущее. Он мечтал быть счастливым, искренне веря, что работая в престижном оркестре получит все – достаток, славу, благополучие. Но, пытаясь устроить свою жизнь, герой был не в состоянии забыть травму детства: уход отца из семьи. Продолжая с тоской вспоминать о нем, Дайго отчаянно пытался заглушить истошный крик обиды, и, казалось бы, преуспел в этом. Но в родительском доме смешанные чувства тоски, обиды и любви к отцу - сразу возвращаются и захлестывают с новой силой.
Прежде смерть никогда не приносила Дайго неудобств, лишь нечеткие воспоминания о бабушке и дедушке умерших, когда он был еще ребенком, или старательно сглаженные психикой воспоминания о смерти матери, на похороны которой он не смог приехать, находясь на зарубежных гастролях. Смерть никогда раньше не отзывалась в его сердце невыносимой болью, держа безопасную дистанцию. Она всегда оставалась «где-то там».
Но воля случая… и Дайго приехал попрощаться с отцом – очень эмоциональная сцена, фатально сильная.
Посмотрев на отца, он уже было собрался уезжать назад. Тридцать лет не общались, совсем чужие друг другу, – думал Дайго. Я мысленно останавливал –
ну, ты чего, парень? Отбрось детскую обиду, это же твой отец!И судьба вмешалась снова.
Работники из ритуальной фирмы - как они напомнили мне наших санитаров! – отмахиваются: все, мол, будет путем. Их халатность в отношении к своему делу сыграли решающую роль. Тогда Дайго решил сделать все сам. Ничего лишнего - омыл тело и одел отца в простую одежду. Раскрыв его ладонь, Дайго увидел камушек. Сильная сцена, я затаив дыхание, смотрел на реакцию главного героя.
Отец всю жизнь любил сына и перед смертью сжимал камень, думая о нем.
“
- Что это?
- Это каменное письмо. В древности, когда люди ещё не изобрели письменность, они находили камни, которые выражали их чувства и отдавали друг другу. Тот, кто получал такой камень, узнавал о чувствах другого по их весу и рисунку. Например, гладкая текстура символизирует душевный покой. Шершавая - беспокойство о ком-то…”
Вот и все. Дайго проводил отца с любовью, освобождаясь от обиды навсегда, и понимая, что судьба никогда не вмешивается случайно.
Еще одна яркая нить сюжета: игравший в начале фильма лишь в оркестровом составе виолончелист Дайго вдруг примеряет иную роль, становясь ведущим солистом в аккомпанементе вечности последней дани почитания усопших.
Это отлично продемонстрировано в последних кадрах фильма: Сасаки, сидя позади Дайго, смотрел, как его подчиненный проводит церемонию, но не просто наблюдал, чтобы проверить, вдруг Дайго допустит ошибку он смотрел с пониманием, осознавая, что парень действительно создан для этого дела, он профессионал, сопровождающий в последний путь. Сасаки не ошибся, эта работа его призвание.
Крупным планом сосредоточенное лицо Дайго, плавные движения его рук, а за кадром звучат завораживающие мощные звуки виолончели.
Дайго по-прежнему музыкант. Он солирует в последнем путешествии усопших. А благодарность родственников его аплодисменты и признание...
На протяжении всего фильма, у меня было ощущение, что режиссер подбирает слова, ищет формы, чтобы донести до нас очень важные и, одновременно, простые вещи. О том, как часто мы упускаем важное - сказать нужное, близким нам людям. Как часто не ценим их, тратя время и нашу жизнь на мышиную возню, и, лишь потеряв близкого, осознаем, как много мы должны были ему сказать. О том, как любимые уходят не прощенными, или не попросившими прощения, о том, как пустые эмоции, просто отравляют нашу жизнь, и без того такую короткую. Режиссер великолепно передал сложную тему, сумев показать зрителю простую мысль - смерть, как и жизнь, должна быть достойной. Смерть важная часть нашего бытия.
И жизнь. Вот кадры маленького городка, простая размеренная жизнь, где есть место простым радостям… даже эпизод на Рождество с поеданием курицы. Ах, как красиво и эмоционально показана сцена! Все жадно жуют куриные ножки в кляре... Хрустящие, горячие. Невольно слюни текут у меня, хочется подорваться и приготовить куру. Дайго нахваливает кусочек, и Сасаки с выдохом (я почти слышу не высказанный стон): «Настолько вкусно, что я себя ненавижу!»
Игра актеров на высоте. Это не пафос, я снимаю шляпу перед режиссером и актерским составом.
Работа оператора, вне сомнения, отличная: кадры природы, сменяющиеся времена года, взрывающий течение воды лосось, смутным очертанием лицо отца, камешки-письма…
Особое место в картине занимает музыка. Джо Хисаиси один из наиболее почитаемых мною японских композиторов, неизменный автор музыки к мультфильмам Хаяо Миядзаки. И здесь он постарался на славу, весь фильм сопровождает удивительная музыка, которая заставила меня еще сильнее влюбиться в этот инструмент. Извлекая печально-величественную мелодию из струн, Хисаиси добился изумительного эффекта. Фильм пропитан завораживающими звуками виолончели, усиливающими погружение в общую атмосферу светлой грусти и преклонения перед непререкаемым величием смерти. Эффектно показана в фильме сцена, когда герой играет на природе, среди полей, и мелодия медленно льется прямо в сердце, вовлекая зрителя в буйство эмоций, тонко затрагивая потаенные ниточки в каждой душе, проникая в пустоту самых скрытых ее уголков и заполняя чувствами.
Чем этот фильм запал в душу лично мне?
Чарующими звуками виолончели, красотой и спокойствием кадров, иронией контрастов и мудростью философии.
В погоне за иллюзорным счастьем мы так часто не в силах остановиться, рискуя оглянуться однажды и не увидеть глаза самых близких. И горько сожалеем после, переосмысливая систему ценностей…
Безусловно, восприятие у каждого свое. Кто-то, посмотрев «Ушедшие», сделает, может, единственно важный в жизни вывод, а кто-то продолжит мерить шагами пол в замкнутом пространстве собственных обид. Но задумается каждый неизбежно. И в этом сокрушающая сила картины заставить прозреть даже слепые «глаза».
Это удивительная картина с незатейливым сюжетом, но честная, пронзительно-сильная.
Мое мнение: достойный фильм.